Драма Пана Налина «ОДНАЖДЫ В КИНО»

Релиз: 6 января 2022 года.

Синопсис: Жить как в кино - мечта миллионов людей. Когда девятилетний Самай впервые оказался в кинотеатре, его сердце было покорено навсегда. И теперь мальчик из трущоб готов на все, чтобы кино было с ним каждый день.

О фильме:

Частично автобиографическая драма возвращает режиссера Пана Налина к его корням в Саураштре, штат Гуджарат, западная Индия, где был снят фильм. Действие разворачивается на фоне индийских кинотеатров, переживающих массовый переход от целлулоида к цифровому миру, где сотни кинотеатров с одним экраном либо находятся в руинах, либо вообще исчезли. Но когда у человека ничего нет, он часто мечтает о большем и заставляет мечтать других. Поэтому, когда маленький герой Самай открывает для себя фильмы, его жизнь переворачивается с ног на голову – его преследуют и завораживают фильмы.

«Я отчаянно хотел снять фильм, в котором мы воспеваем легкость и невинность. Где мы возвращаемся к естественному, органичному и неподвластному времени образу жизни. Очень простая история о простом герое, который ничем не владеет, поэтому ему нечего терять. Его возраст очень нежный – всего 9 лет, поэтому никто не воспринимает его всерьез, что только усиливает веру в мечты», - делится режиссер Пан Налин.

Фильм посвящен великим кинематографистам прошлого, которые вдохновляли с детства режиссера – братьям Люмьер, Стэнли Кубрику, Андрею Тарковскому, Эдварду Майбриджу и Дэвиду Лину. На протяжении всей картины зритель может видеть множество отсылок к любимым режиссерам – цветовым, сюжетным и смысловым. Налин признается, что старался их тонко интегрировать в контекст фильма, чтобы всю картину смогли «прочитать» только самые ярые киноманы. Но такова была идея – режиссер не хотел, чтобы люди легко замечали дань уважения гениям прошлого.

Наиболее очевидный из них находится в начальной последовательности - зритель видит снимок приближающегося поезда, который начинается в черно-белом цвете и медленно превращается в цветной - дань уважения братьям Люмьер. Затем в школьной лаборатории Самая есть Майбридж, на несколько секунд показывается изображение лошади, бегущей через праксиноскоп. Майбридж был пионером фотографического движения, создавая иллюзию движущегося изображения. Затем режиссер «переходит» к Кубрику - пока Самай находится в проекционной кабине, на его лице вспыхивает рисунок «Космической Одиссеи 2001» и испаряется. Вскоре после того, как мальчик оказывается в поле, он зажигает спичку и созерцает ее пламя — это Питер О'Тул в фильме Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский». Последняя дань уважения - любимый режиссером «Сталкер» Тарквоского, где камера отслеживает лица трех ищущих путешественников, когда они едут на тележке по железнодорожному пути.

На протяжении всей карьеры до съемок фильма Пан Налин посетил около 200 фестивалей как участник или член жюри, что подтолкнуло его на мысль об изменении кинематографа, о влиянии прошлого на современный мир кино – так и родилась идея вернуться в собственное детство и снять «Однажды в кино».

«Приключение Самая — это то, чем я занимался в детстве со своей бандой друзей. Мой отец продавал чай на отдаленной железнодорожной станции, где не было ничего, кроме бескрайних полей и открытого неба. Самолеты в небе были единственной связью с остальным миром. Моя мать также была отличным поваром и стала вдохновением для главной героини. Мой отец становился все беднее и беднее, и в итоге землю, скот и дом отобрали его братья, что стало настоящей катастрофой для семьи. Так что я никогда не ходил в кино, пока мне не исполнилось лет восемь. И тот день навсегда изменил меня», - вспоминает Налин.

Помимо размышлений о прошлом и нынешнем мире кино, Пан Налин признается, что как рассказчик, хотел поделиться чувством надежды и освежающего воздуха, прославить красоту нашей планеты и показать, насколько проще была наша жизнь раньше. Призыв к пробуждению к осознанности:

«Всего за короткий промежуток в сто лет, что мы сделали с этой землей? Что мы сделали со своими душами? Для меня «Однажды в кино» — это размышление обо всех этих проблемах. Это ликующая история о рождении, жизни, смерти и возрождении фильмов. Картина посвящена празднованию природы и тому, как мы можем жить в гармонии с дождями, полями или львами. Это - притча, почти похожая на историю дзен-пастуха; поиск света, наблюдение за светом, восприятие света, укрощение света, преодоление света, преодоление как Света, так и Самого Себя».

Свет в картине играет очень значимую роль, без которой невозможно было рассказать эту историю. Перед съемками фильма создатели долго обсуждали ракурсы, движения камеры, световое и цветовое влияние на зрителя. Оператор Сапнил Соноване хотели, чтобы свет стал неким видимым-невидимым персонажем в фильме, чтобы зритель, дойдя до финала, буквально наблюдал буйство красок в ярком видимом спектре. Таким образом, лирическое раскрытие эмоций в картине имеет сильную связь, в первую очередь, со светом. Для выбора главного героя потребовался кастинг около 3000 детей, где главным критерием было одно - Самай и его банда должны были быть из той же отдаленной части Гуджарата, где вырос режиссер. Налин считает, что только у этих детей есть ощущение, что они растут на фоне огромных пустых пространств и открытого неба, и они также говорят на этом диалекте. И, прежде всего, эти дети из скромных семей, они привыкли к тому, что у них ничего нет, что есть удивительное чувство инноваций и созидания «из ничего». Как только главная роль была утверждена, остальная часть кастинга прошла в естественном порядке. По признанию съемочной группы, играть Самая для девятилетнего ребенка, который в жизни сам редко бывал в кино, было непросто, но именно это придает искренности повествованию.

Картина была показана в рамках конкурсной программы престижного Международного кинофестиваля в Трайбеке 2021 (Tribeca Film Festival) и на крупнейшем фестивале в Пекине - Beijing International Film Festival, а также стала главным победителем международного фестиваля в Вальядолиде (Valladolid IFF), победителем американского фестиваля в Милл-Вэлли (Mill Valley FF) в категории Лучший Международный фильм.

«Много лет назад это была эпоха кино, когда телефоны не были «умными», сеть не была потоковой, ящик не был офисом, а фильмы не были «контентом». Мы живем в странные времена для того, кто вырос, любя кино, которое сейчас сводится к содержанию и товару. Это глубоко печально. Чем больше сценаристов и режиссеров мы обучаем в киношколах, тем больше мы наводняем мир искусственными эмоциями. Сейчас контент — это король, и настоящее кино теперь сводится к его помощнику. Поэтому, пока не стало слишком поздно, я должен был снять что-то настоящее». - Пан Налин.