Премьера оперы «Для Черного квадрата»

Пресс-конференция, посвященная премьере оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого, состоялась в пресс-центре ТАСС 8 ноября 2018 года, в день старта продаж билетов на премьерные показы постановки, которые пройдут в Новой Третьяковке на Крымском валу с 27 по 30 ноября.

Участниками брифинга стали генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, композитор Илья Демуцкий, пианистка Катя Сканави и продюсер оперы Виталий Виленский.

– В мире в течение года происходит не больше пяти оперных премьер, – рассказал продюсер. – Эта премьера – совершенно уникальна, никогда в истории искусств не было подобного мультикультурного проекта, где в главной роли столь значимый шедевр мировой живописи – «Черный квадрат» Казимира Малевича, а премьера проходит в действующем музее, да ещё и при активном творческом участии в подготовке проекта журнала GQ и радиостанции Business FM.

Виталий Виленский обратил внимание на афишу спектакля, отразившую сходство формы «Черного квадрата» с появившимся через 100 лет QR-кодом – неужели гениальный художник предвидел информационные достижения грядущего?

Создатели постановки ведут зрителя к началу истории, которая длится уже больше века, и возвращают полотно в пространство театра — ведь впервые публика увидела «Черный квадрат» именно как часть декораций к опере композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге. По замыслу Казимира Малевича, отвечавшего за оформление спектакля, черный квадрат закрывал солнце, а белую окантовку следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи света. По словам Ильи Демуцкого, это уже не первое появление знаменитой картины Казимира Малевича в его творческой жизни.

– Еще на студенческой скамье в консерватории Сан-Франциско я написал маленькую пьесу, которая называлась «Черный квадрат», – рассказал композитор. – Тогда передо мной стояла задача озвучить любую картину, и я выбрал полотно Малевича. Именно это произведение, написанное в качестве дипломной работы, впоследствии вывело на меня американского промоутера Игоря Конюхова, который предложил создать произведение, центральной идеей которого станет победа над Солнцем. К нам примкнула либреттист Ольга Маслова, и мы вместе сочинили эту оперу.

Рассказывая о своем отношении к «Черному квадрату», композитор отметил, что ему нравится это полотно, поскольку оно вызывает крайне разнообразную реакцию людей и позволяет поднимать многочисленные философские вопросы.

– Это самый большой зал Новой Третьяковки, – отметила Зельфира Трегулова. – Как мы обнаружили недавно, он обладает замечательной акустикой. Мы поняли, что того звука, которого добиваются исполнители и композитор, там можно добиться. Смыкание музыки и изобразительного искусства – способ очень мощного воздействия на людей. А в этом спектакле смыкается очень многое – оригинальная, интереснейшая музыка, спектакль, пространство художественного музея и самая правильная и внимательная публика. Я очень надеюсь, что Третьяковская галерея станет идеальной площадкой для мировой премьеры оперы.

Еще одна задача, которую видят перед собой создатели оперы «Для Черного квадрата» – сделать оперное искусство доступным для широкого круга зрителей.

– Сегодня опера в мире приобретает несколько иной вид, – сообщил Виталий Виленский. – Люди начинают все больше посещать оперные спектакли. Мне хочется, чтобы оперное искусство стало доступно и понятно тем людям, которые раньше не обращали на него никакого внимания. Мне хочется, чтобы зрители нашли оперу понятной, интересной.

Участники пресс-конференции, несмотря на настойчивость журналистов, так и не раскрыли интригу с именем режиссера спектакля – он пожелал остаться неназванным до премьеры — это тоже уникальный случай в истории мировой оперы.

В премьере оперы «Для Черного квадрата» примет участие специально подобранная для воплощения спектакля полноценная оперная труппа – 10 солистов ведущих российских театров, камерный хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко, а также пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, которым предстоит играть за целый оркестр. По словам Кати Сканави, это будет интереснейший эксперимент для нее.

– На двух роялях мы часто играем без певцов, но так, чтобы при этом быть оркестром, да еще и когда сам автор выступает дирижером – это очень редкое явление, – сказала пианистка. – Очень ответственно играть музыку живущего композитора, который к тому же будет присутствовать на сцене.

По ее словам, в опере «Для Черного квадрата» очень сильно перемешаны форма и содержание.

– Это было для нас вызовом, эпатажем, провокацией, – призналась Катя.

– Но мы как представители классического искусства должны искать новые для себя формы выражения. Это очень важно, ответственно и ценно. С одной стороны, опера идет в народ, но с другой – это будет действо для тонких ценителей.

При этом пианистка отметила, что для того, чтобы оценить качество звучащей в опере музыки, вовсе не нужно обладать специальным музыкальным образованием.

– Мне кажется, что ее будет легко слушать любому человеку, пришедшему в зал, – считает Катя Сканави. – Опера, в которой мы играем роль оркестра, отсылает нас к тому периоду, когда оперы звучали в салонах.

Илья Демуцкий сообщил, что солистов для участия в постановке отбирали по всей стране. Среди них оказались как совсем молодые исполнители, так и достаточно опытные, которые «с теплом отозвались на предложение исполнить новую музыку». При этом медийных звезд в спектакле задействовано не будет. По словам создателей оперы, это связано с тем, что в опере нет как такового главного героя – роли, на которую можно позвать суперзвезду. К тому же привлечение к проекту молодых артистов несет в себе некую образовательную миссию.

10% средств от продажи билетов на оперу «Для Черного квадрата» будут перечислены в фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.

– Я очень рада, что этот проект поможет фонду, – отметила Катя Сканави, являющаяся членом попечительского совета фонда. – Фонд существует благодаря Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, и он помогает огромному числу детей. Мы очень рады, что наш проект тоже внесет свой вклад в это доброе дело.

Директор Третьяковской галереи рассказала, что все зрители смогут увидеть оригинальный «Черный квадрат» Малевича, написанный в 1915 году. Правда, на гастроли оперы, которые планируются после московской премьеры, картина не отправится.

– «Черный квадрат» 1915 года экспонируется только в Третьяковке, а второй «Черный квадрат», написанный в 1929 году, выезжает из-за пределов Третьяковски только по особым случаям – например, сейчас он монтируется на выставке «Русский путь», которая откроется 19 ноября в Ватикане, – объяснила Зельфира Трегулова. – Но мы несколько месяцев назад сделали уникальную съемку «Черного квадрата» с использованием новейшей технологии и для гастролей сможем изготовить репродукцию удивительного качества.

Зал Новой Третьяковки, в котором будет представлена постановка, вмещает в себя всего 200 зрителей, соответственно, на четыре премьерных показа будет продано только 800 билетов.

– У нас нет спонсоров, мы ни от кого не зависим, – сказал продюсер. – Наша основная задача – сделать красивый проект, и если благодаря продаже билетов мы выйдем в ноль – это будет прекрасно.

Отдельного упоминания заслуживает время начала спектаклей – с 28 ноября показы оперы «Для Черного квадрата» будут начинаться в 22.00. По словам Зельфиры Трегуловой, это «особенное время, когда все стихает и уходит суета».

– В это время нет необходимости повторять: «отключите мобильные телефоны», музыка слушается особенным образом, и это производит невероятное впечатление, совсем не такое, как музыка, которую приходят слушать в семь вечера, еще не освободившись от груза повседневности, – рассказала директор Третьяковской галереи.

Кроме того, позднее начало спектакля позволит его зрителям спокойно добраться до Новой Третьяковки.

– Все мы люди, нам хочется после работы немного отдохнуть, поужинать, спокойно доехать и запарковаться, – сказал Виталий Виленский.

Участники брифинга выразили благодарность всем журналистам, которые нашли время и пришли на пресс-конференцию.

– Без вас мы никогда не выстроим мостики с нашими зрителями, – сказали они.

Отдельно создатели спектакля поблагодарили своих партнеров:
• Журнал GQ и лично главного редактора Игоря Гаранина
• Радиостанцию «Бизнес ФМ» и лично директора по маркетингу и pr Павла Миронова
• Билетное агентство «Пономиналу» и лично генерального директора Михаила Минина
• Информационное агентство InterMedia и лично главного редактора Евгения Сафронова
• Музей Бахрушина и лично генерального директора Дмитрия Родионова

Спектакль будет идти в двух отделениях по 35 минут.