Возвращение «Землян» на сцену продиктовано реалиями музыкальной культуры

Воссоединение группы «Земляне», о котором недавно объявили музыканты Владимир Киселев и Игорь Романов, являющиеся представителями «золото состава» коллектива, вполне объяснимо закономерностями развития культурной сферы.

Такого мнения придерживается Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia, руководитель исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020».

«Речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. Для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми. Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды», - заявил эксперт.

Отдельного внимания стоит тот факт, что на данный момент у продюсерских центров нет времени для подбора артистов и материалов, работа давно потеряла критерий «качество» в погоне за количеством. Виной тому – огромное количество ютуберов и тиктокеров, которые даже не имея таланта собирают концертные площадки.

«Этот феномен часто связывают с бурным развитием технического прогресса – явления культуры становятся всё доступнее, их распространение по всему миру занимает не месяцы, а секунды, вкусы аудитории вынужденно меняются. Это действительно важный фактор, но всё же не главный. Главное в этом процессе – неконтролируемое изменение (практически равное разрушению) систем, столетиями обеспечивавших преемственность в развитии культуры. Запад изначально опирался на рыночное саморегулирование (разумеется, под пристальным вниманием элит), а в Российской империи/СССР была построена жесткая централизованная система культурных учреждений – соперничество между этими системами, тем не менее, предполагало передачу знаний, навыков, умений от поколения к поколению на протяжении столетий», - отметил Сафронов.

Стоит подчеркнуть, что если в начале 20 века технический прогресс только помогал поддерживать культурную преемственность, то уже в 90-х западные кампании стали предоставлять всем желающим бесплатный доступ ко всей культурной продукции. В этот же период распался СССР, из-за чего прекратила существование централизованная система культуры. Результат таких изменений оказался одинаковым для «двух полюсов» - из сферы культуры ушло множество творческих работников, специалистов; культурная преемственность постепенно сходила на нет. В конечном счете, это привело к деградации как творчества, так и аудитории, считает эксперт.

«Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать. И сравнение это все чаще – не в пользу контента, создаваемого в наше время. Именно поэтому «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет», - заявил Сафронов.

Вместе с тем он добавил, что хоть и не все попытки «камбеков» российских ВИА удачны, чудовищная организационная и правовая сумятица 90-х сказалась практически на всех творческих коллективах и организациях, но решение «Землян» вернуться на сцену – правильное и своевременное.

Выступление воссоединенного «золотого состава» коллектива «Земляне» можно будет увидеть уже 10 декабря 2021 года на премии «Золотой граммофон».