18 мая на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского состоялся показ спектакля «Войцек». В основе театрального произведения, поставленного молодым режиссером Филиппом Гуревичем, лежит одноименная незаконченная пьеса немецкого драматурга XIX века Георга Бюхнера. История имеет документальный характер: Иоганн Христиан Войцек, «рядовой» цирюльник из Лейпцига, из ревности убивает свою жену и приговаривается к смертной казни.
Скрасить минуты ожидания спектакля помогают представленные в холле театра архивные фотоснимки с репетиций и уменьшенные копии актеров театральной труппы. На уникальных фотографиях можно увидеть процесс работы над известными постановками по пьесам А. Н. Островского, Л. Н. Андреева, И. Э. Бабеля, Т. Уильямса, и прочувствовать настроение и «живые» эмоции после выступления.
Театр начинается с вешалки, а «Войцек» с замкнутого круга жизни, по которому в прямом и переносном смысле бежит главный герой. На премьере спектакля Илья Никулин, исполнивший роль беззащитного убийцы, в ожидании полного заполнения зрительского зала, бегал под снежными хлопьями более 20 минут.
Режиссер Филипп Гуревич смещает акцент с представления картины жизни жестокого убийцы, намного больше его интересует крах человечности на фоне рутины и повседневных лишений и унижений.
Экспериментальный характер произведения чувствуется с первых минут. Сцена построена таким образом, чтобы каждый гость ощутил себя вовлеченным в происходящее на подмостках действие. Места расположены не только по центру, но и по боковым сторонам, создавая тесный контакт между зрителем и актером. Сама сцена напоминает то кладбище, то выжженную планету, изуродованную кратерами, то лабиринт жизни, по которому отчаянно бежит человек, преодолевая горы препятствий в поисках самого себя.
«Войцек» исключает случайности, не оставляя места на лишнее. В монохромном спектакле темнота ощущается во всем: от черных декораций до черноты, в которой растворится в конце концов и сам герой. «Sein Kreuz Tragen» («Нести свой крест») – надпись, которую закрашивает в начале произведения главный герой, становится лейтмотивом, звучащим на протяжении всей постановки. Неудачная попытка сбежать от своего «креста», приводит к трагическим последствиям.
В спектакле задействованы шесть актеров: Илья Никулин, Валерия Куликова, Владимир Гуськов, Юлия Марычева, Дмитрий Гарнов и Роман Фомин, – но несмотря на малочисленный состав, артистам удается нарисовать картину жизни не только самого Войцека, но и его жены, клиентов и всего общества в целом.
Громко звучит в спектакле мотив веры и Бога, раскрывающийся в кульминационной сцене обрушения черного полотна. Вместо безликой стены предстает лик Богородицы, освещающей с высоты единственный верный путь – Спасения и сострадания.
Режиссер лично подбирает музыкальное сопровождение действия. С «Симфонией №7» Дмитрия Шостаковича контрастируют латиноамериканские напевы и новое звучание легендарной песни «Last Christmas» группы «Wham»! Нагнетающая обстановка, в которой существуют персонажи, идет вразрез со спокойной прогулкой, на фоне которой играет праздничная мелодия.
Преступление 200-летней давности становится как никогда актуальным. Замкнутый сценический круг, в котором пропадает Войцек, знаком каждому человеку 21 века: работа, дом и гнетущее непонимание «а зачем, это все». Не будь герой один на один со своим «крестом», у этой «обыкновенной трагедии» мог бы быть иной финал. Главный вопрос, звучащий на протяжении всей пьесы, преследует зрителя и после выхода из зала: кто же все-таки Войцек, убийца или жертва?
Автор текста: Елена Якушева
best site to buy priligy canada pH of the solution was about 4
Statistical analysis was performed using the Statistical Package for the Social Sciences program, v20 priligy in usa