Ездить летом в Пермь на Дягилевский фестиваль – культурный тренд. Одни торопятся сюда за сочными театральными впечатлениями и насыщенным фестивальным ритмом, другие, наоборот, – замедлиться и исцелиться музыкой. Хэдлайнеры Дягилевского – дирижер Теодор Курентзис и его коллектив musicAeterna – ежегодно предлагают неординарные интересные программы, придумывают новые форматы взаимодействия с искусством. Для слушателей восприятие классической музыки превращается в новый опыт, мистический и сакральный. И это то, что навсегда останется в их сердцах.
ПОЧЕМУ ДЯГИЛЕВСКИЙ?
Дягилевский фестиваль искусств в Перми существует двадцать лет и носит имя Сергея Павловича Дягилева, великого русского театрального деятеля и создателя «Русских сезонов» в Париже. Начиналось все как биеннале, но с 2011-го фестиваль проводится ежегодно. На тот момент Дягилевский возглавил Теодор Курентзис, и благодаря его уверенному художественному руководству фестиваль значительно вырос – стал дружелюбным по отношению к слушателям, наполнился новыми необычными форматами и самыми разными музыкальными направлениями.
Чего здесь только не было за последние десять лет! Театральные постановки великих режиссеров Ромео Кастеллуччи и Боба Уилсона, старинная музыка Le Poème Harmonique и современные композиции Ensemble Modern, мировые премьеры оперы «Носферату» Дмитрия Курляндского, балетов Алексея Мирошниченко, Славы Самодурова и Владимира Варнавы. Всевозможные перформансы, концерт под водой aquaSonic и многочисленные ночные энигма-концерты в Пермской художественной галерее, после которых встречаешь рассвет на набережной Камы, перезагружаешься и наполняешься энергией.
ПЕРСЕФОНЫ ЗЕРНО ГРАНАТОВОЕ
Главное событие Дягилевского-2023 – постановка «Персефоны» и Симфонии псалмов Игоря Стравинского. Музыкальным руководителем постановки выступил сам Теодор Курентзис, режиссером – его муза, Анна Гусева, возглавившая недавно коллектив musicAeterna Dance. Художник-постановщик спектакля – Юлия Орлова, пластику артистов создавала хореограф Анастасия Пешкова. Художником по костюмам выступил модный дизайнер Гоша Рубчинский, за свет отвечал Иван Виноградов.
«Персефона» Стравинского в России ставилась единожды (шестнадцать лет назад режиссер Кирилл Серебренников представил свое видение для фестиваля Владимира Спивакова), так что партитура звучала лишь в концертном исполнении.
Эта мелодрама – именно такое определение своему детищу дал Стравинский – сочетает и греческий миф, и ритуальность, и историю о любви. «Наша постановка опирается не только на греческий миф о Деметре и Персефоне, но и на то, что мы знаем об Элевсинских мистериях, в которых на протяжении двух тысяч лет этот миф физически проживался, – рассказывает режиссер Анна Гусева. – Это были сложно структурированные ритуалы, в которых масса вещей происходила одновременно. Так и у нас: действие на сцене многосоставно и не прерывается ни на секунду, а артисты танцевальной труппы и хора, как древние афиняне и элевсинцы, проживают предписанные им роли, кружась в ритуальных танцах во имя единения с природой и победы над смертью».
Анна Гусева сосредоточила внимание на пластическом проживании всех участников действа – драматическая просодия Персефоны (Айсылу Мирхафизхан) высвечена современной хореографией, а пение солиста-рассказчика Эвмолла (Егор Семенков) наполнено замедленными жестами и застывшими позами.
«В нашей постановке Персефона не только декламирует — она танцует, поет, кричит и даже летает, – рассказывает режиссер. – Мы очень долго проводили кастинг, проводили пробы с десятками актрис и в итоге остановились на артистке труппы musicAeterna Dance Айсылу Мирхафизхан. Это удивительная актриса, которой доступен максимально широкий спектр выразительных возможностей. Она очень пластична, отлично владеет экстремальным вокалом, различными перформативными техниками, очень точно работает с эмоциями. Все это позволяет создать некий архетипический образ — воплощение первозданной женской энергии, олицетворением которой является Персефона».
Все показы проходили на территории бывшего цеха Завода Шпагина – фактически внутри завода был выстроен театр. Ряд художественных решений учитывал заводское пространство: художники Юлия Орлова и Иван Виноградов вдохновлялись эстетикой производственного помещения — его формой, цветами, материалами — и изобретали собственные законы, по которым в постановке существуют время, звук, свет, пространство. Костюмы, разработанные Гошей Рубчинским, вместе с великолепной сценографией создавали необходимую атмосферу архаики.
Если «Персефона» близка мистерии, то Симфония псалмов Стравинского – литургия. Композитор писал эту музыку на латинский духовный текст для детского и мужского хоров с оркестром. Здесь три части – в первом псалме говорится о том, как грешник взывает к милосердию, во втором – благодарность Господу за милость, а третья – Аллилуйя – религиозный экстаз и хвала Всевышнему.
Режиссерское решение Анны Гусевой в Симфонии полностью противоположно красочной «Персефоне». Главные действующие лица – детский хор «Весна» им. А.С. Пономарева. На сцене они выражают аффект пластически – то сидят за угловыми столами (отсылка зрителя к Тайной вечере), то мечутся в религиозном экстазе с зажженной в руках лампой. Параллельно с этим зритель наблюдает как в центре на большом экране сменяются лица – разной этнической принадлежности, возраста, гендера. Черты одной личности трансформируются в новую, и все эти люди испытывают определенную эмоцию (горе и радость, надежда и печаль), подсвечивая эмоциональную наполненность музыки Игоря Стравинского.
Сценическое решение Симфонии в целом оказалось схематично и даже однообразно. Думается, что идея была в том, чтобы обратить внимание зрителей не на визуальный код, а на гениальную музыку Стравинского. Весь спектакль – «путь от Аида в “Персефоне”, где мы говорим о рождении и смерти существа, через землю с ее испытаниями до прямого общения с богом, к которому в последней части — “Симфонии псалмов»” — мы обращаемся», – резюмирует режиссер Анна Гусева.
ПЕРСЕФОНА – ДО И ПОСЛЕ
Смысловыми нитями «Персефоны» были пронизаны и другие события Дягилевского фестиваля – в первую очередь, перформансы. Крайне удачным решением стало создание аудиоспектакля «Персефона. До». Режиссер Евгением Маленчев и драматург Екатерина Августеняк на основе бесед, интервью и воспоминаниях русского композитора создают настоящий сеанс общения с героем. Стравинский рассказывает об эстетических взглядах, как он создавал «Персефону» и как эта музыка отражает модель мироздания.
«Персефона. До» – спектакль-променад. Играется он в Закамске – на территории действующей Пермской судоверфи. Спектакль можно воспринимать как предвкушение главного события фестиваля. Как и в «Персефоне» Стравинского в аудиоспектакле три действия – античный миф о вечном круговороте жизни и смерти обретает новое значение в ландшафте дня сегодняшнего, а участники спектакля, по сути, совершают настоящий ритуал.
Ритуальностью были проникнуты и другие перформансы – «В память о Прометее» и Därdemänd. Актриса София Хилл и композитор Панайотис Валионитис сосредоточили внимание на сакральном перевоплощении, исследуя миф о Прометее. Татарская команда «Алиф» (танцовщик Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов) посвятили свой перформанс промышленнику и поэту XIX-XX веков Закиру Рамиеву. Дэрдменд — его псевдоним, в переводе с персидского означает «опечаленный». Работа на стыке танца и физического театра стала своеобразным обрядом инициации в поисках духовной силы предков.
Театральная программа Дягилевского фестиваля подхватила синтетическую природу «Персефоны» Стравинского – как и в партитуре, здесь декламируют, поют, играют и танцуют. От небольших театральных перформансов пермской команды «немхат» или проекта «Кругами», который создали выпускницы прошлогодней программы Дягилевского фестиваля Women in art, к более масштабным событиям – постановке оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (режиссер – Елизавета Мороз) и open-air опере «Поэма горы» по тексту Марины Цветаевой. Такова палитра театральных событий.
Для open-air оперы режиссер Серафима Красникова выбрала необычное место – склон около Пермской художественной галереи. Именно здесь ночью прозвучала «Поэма горы». Текст Марины Цветаевой – художественная рефлексия о невозможности быть с любимым, проживание утраты. Прочтение «Поэмы» режиссером получилось очень личным, и, в то же время, бережным – цветаевский текст полностью транслировался благодаря видеопроекции на склон.
Центральные роли исполняли три драматических актрисы (Екатерина Смирнова, Любовь Толкалина и Лариса Машкина) – три ипостаси лирической героини Цветаевой. Они проживают и интонируют текст, поют, падают в изнеможении, скатываются с вершины холма вниз и поднимаются вновь. Параллельно с актерами в «Поэме» сосуществуют певцы musicAeterna Folk. Они одновременно и герои действа, и закадровый голос, рассказывающий историю через пропевание фольклора. Их пластика (хореограф Ольга Цветкова) и потрясающие костюмы (художник Вадим Тишин) вызывают в памяти сочные кадры из фильмов Параджанова – еще один важный для режиссера смысловой код.
Аутентичный фольклор наслаивается на экспериментальный саунд, созданный композитором и медиахудожником Дмитрием Мазуровым. Композитор гармонично соединяет и электронное звучание, и «живые» музыкальные инструменты – солисты оркестра «Эйфория» под управлением Елизаветы Корнеевой виртуозно справились со всеми задачами.
Спектакль разыгрывается на берегу Камы. Начинается он с высшей точки и вместе с текстом поэмы двигается вниз, к символической смерти – и воскрешению. Каждому зрителю в финале придется взойти на гору – туда, откуда все и началось.
КОНЦЕРТЫ, ФЕСТИВАЛЬНЫЙ КЛУБ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Концертная программа Дягилевского-2023 была плотной и разнообразной. Прежде всего, концерты симфонической музыки. На открытии фестиваля musicAeterna и Теодор Курентзис исполнили произведения Петра Чайковского. Еще один важный концерт – Барокко-гала, где солисты и оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского аутентично исполняли старинную музыку.
Были и камерные концерты – клавирабенд Алексея Зуева с музыкой Стравинского, Бетховена и виртуозными транскрипциями Листа, концерт хора MusicAeterna в Пермской художественной галерее или концерт квартета солистов La Voce Strumentale c редкой музыкой чешских композиторов, погибших в концентрационных лагерях Второй мировой.
Идеально сбалансирована была программа концерта «Без слов», который исполнили солисты Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) вместе с певцами Ариной Зверевой, Ольгой Россини и Владимиром Красовым – экспертами в области современного исполнительства. В программе прозвучали радикальные сочинения современных авторов – Алексея Сысоева и Владимира Раннева, а также мировая премьера композитора и резидента Дома Радио Андреаса Мустукиса.
Интересным опытом стали ночные концерты Йоргоса Калудиса, исполнителя на критской лире. Музыкант придерживается мнения о том, что музыка может исцелять и приводить в равновесие человеческие души. Для двух ночных концертов Калудис выбрал максимально целительные и медитативные программы – для энигма-концерта в Пермской художественной галерее исполнил собственные пьесы, а в Доме Дягилева – музыку композиторов эпохи Средневековья и барокко. Аутентичные композиции эпохи ренессанса звучали на концерте Йоргоса Калудиса и вокального квартета musicAeterna4.
Еще одним неординарным событием концертной программы – выступление оркестра musicAeterna и Теодора Курентзиса с музыкой Рихарда Вагнера. Увертюры немецкого композитора соседствовали с российской премьерой Алексея Ретинского – «У воды нет волос». Эта партитура носит подзаголовок «увертюра к увертюре Вагнера “Тристан и Изольда”».
«Когда-то мне встретилась поговорка американских индейцев “У воды нет волос”. Она приводилась в одном философском тексте как вброшенный коан, безо всяких трактовок и толкований, и навсегда засела у меня в памяти, – рассказывает о своей музыке Ретинский. – Если нельзя вести с классикой диалог, нужно стать ее зерцалом, решил я, но не застывшей амальгамой, а зеркалом водным, которое, отражая, создает совершенно новую картину. Мой Тристан смотрит в воду и видит свое эфемерное, искаженное отражение. В этом отражении раскрыты все драматургические вдохи и выдохи Вагнера, их амплитуда доведена до предела, кульминации выходят в чистую спектральность».
Параллельно с основной программой, по традиции Дягилевского, работал фестивальный клуб – сюда приходили, чтобы послушать интересные лекции, поделиться впечатлениями или принять участие в паблик-токе с режиссерами, музыкантами, артистами. Были встречи с хормейстером musicAeterna Виталием Полонским, композитором Алексеем Ретинским, мультиинструменталистом Петром Главатских или с участниками электронного дуэта «латибуле» – сербскими музыкантами Марко Никодиевичем и Лукой Козловацки, которые стали главными звездами концерта альтернативной музыки Diaghilev Festival Party. Любопытными событиями стали мероприятия от СКОЛТЕХА – научно-популярные лекции Александра Корсунского о взаимодействии науки и искусства, Анны Горовой о новых открытиях в нейрофизиологии и Ильи Гоморанова о биологических особенностях восприятия красоты.
Образовательная программа Дягилевского фестиваля ежегодно объединяет молодых музыкантов, композиторов, педагогов и исследователей музыки. В этом году она была посвящена игре на исторических инструментах – лютне, виоле, клавире. Работала и интереснейшая композиторская лаборатория под руководством резидента Дома Радио Алексея Ретинского – молодые композиторы создавали для старинных инструментов новые сочинения, вступали с прошлым в диалог. Еще одним вектором стала детская программа – под руководством специалистов архитектурно-художественной студии «Контур» подростки делали эскизы и небольшие фильмы на тему мифа о Персефоне.
Куратор образовательной программы Анна Фефелова на своей лекции «Уроки Дягилевского» задала вопрос: «Какой будет музыка будущего лет через 50?». Вероятно, людям будут важны подлинные эмоции и удовольствие от созерцания «живой» музыки. И Дягилевский фестиваль в этом смысле окажется крайне востребован – погружение в мир классики и андеграундной музыки, мировые премьеры современных композиторов и танцевальные сеты под открытым небом, общение с единомышленниками и отстраненное созерцание на фоне Камы-реки.
Неформальное и доброжелательное общение со зрителями вдохновляет и наполняет живой энергией. Дягилевский фестиваль сегодня – пожалуй, главное театральное и музыкальное событие страны. Не случайно ряд критиков даже закрепил за Пермью статус третьей музыкальной столицы (после Москвы и Санкт-Петербурга).
Автор текста: Владимир Жалнин
Фото: Никита Чунтомов, Гюнай Мусаева, Андрей Чунтомов
Уважаемые читатели, также у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
снять шлюху спб
Демо игровых автоматов предлагают уникальную возможность насладиться азартом и развлечениями казино, не тратя реальные деньги. Это отличные метод попробовать себя, узнать новые игры и разработать стратегии без каких-либо обязательств.
Благодаря широкому выбору демо-слотов, каждый игрок найдет что-то по своему вкусу. От классических трехбарабанных автоматов до современных видеослотов с захватывающей графикой и увлекательными бонусными раундами.
Играть в игровые автоматы играть без регистрации легко и удобно. Вам не нужно регистрироваться и пополнять баланс — просто подберите подходящий игровой автомат и начните играть. Это отличная возможность попробовать разные стратегии ставок, изучить выигрышные комбинации и просто насладиться процессом игры.
Демо-режим также дает возможность вам сделать оценку отдачи игрового аппарата и определить, подходит он вам или нет. Вы можете играть беспконечно долго, не беспокоясь о своем бюджете.
Отличная статья, благодарю!
В качестве благодарности поделюсь с вами информацией: наличники из дерева на окна и двери в СПб для коттеджей являются популярным выбором среди владельцев коттеджей.
Наличники оконные для коттеджей — это превосходный вариант, который сочетает в себе эстетику, прочность и экологическую чистоту. Если у вас есть желание придать своему загородному дому превосходный вшений вид, рассмотрите деревянные наличники.
В Питере существует множество компаний, специализирующихся на изготовлении и установке деревянных наличников. Одна из них — компания КубЭра. Предлагает широкий выбор наличников на любой вкус.