Театр существует уже многие годы, но это не означает, что всё в нём остаётся неизменно. С развитием общества тренды меняются, это также распространяется и на храм искусства. LimeTime решил разобраться в этом и узнать какие же сейчас существуют тенденции в современных театральных постановках.
Современный подход. Режиссёры выходят за рамки классических постановок, меняют их, делая более приближенными к сегодняшнему миру. Так, например студенты школы студии МХАТ поставили «Преступлении и наказание» совершенно в новой интерпретации, изменив судьбу и быт Родиона Раскольникова со всеми сопутствующими ему персонажами. Юные актеры вместе с режиссёром Михаилом Мокеевым совершенно перевернули историю, представив на суд зрителей свою весьма неординарную картину. Уже в начале спектакля гостей заставляют задуматься и даже поставить под сомнения традиционную точку зрения, оценивающую «Преступление и наказание» как одно из «величайших произведений мировой литературы».
Вечный спор критиков, подлежит ли классика каким-либо изменениям? Одни говорят, что люди всегда должны видеть новое то, что позволит посмотреть на произведение с противоположной, неизведанной стороны, другие же напротив считает, что это только портит репутацию театра. В любом случае, пока людям будет это интересно, режиссёры продолжат творить и давать новые очерки для всеми любимой классики.
Свобода самовыражения, размытие рамок о хорошем и плохом на сцене. Режиссеры все реже думают о нормах и традиционных театральных жанрах, в силу вступает полная свобода мыслей.
Примером может выступить режиссер, находящий на пике своего творчества — Константин Богомолов. В истории его работ есть довольно-таки провокационные спектакли. Так, например, на недавней постановке «Ай Фак.Трагедия» актеры ругаются матом, пока на трех экранах показывают откровенное порно. На середине спектакля половина зала уже была пуста, но это совершенно не волновало Константина, ведь так он хотел показать своё видение, а не ждал всеобщего одобрения.
Образованность зрителя. Как мы уже поняли, многие современные театры ставят классические поставки, совершенно не в классическом стиле, многие из них прибегают к отсылкам из библии, корана, мифов древней Греции. Для просмотра таких постановок и полного понимания, зритель должен подготовиться, иметь определенную базу знаний. Несмотря на развитие общества, не каждый может похвастаться таким, поэтому сейчас театр также больше по нраву образованным и начитанным гостям.
Перфоманс. Сейчас всё чаще и чаще можно слышать о таком явлении. Если вы видите это слово, знайте, будет точно что-то неожиданное, что вызовет у вас море эмоции, иногда не очень приятных. В таких постановках художники освещают социально важные темы нестандартным способом, некоторые даже могут прибегнуть к физическому насилию.
Так, например в перформансе Елены Ковылиной «Театр беспризорной молодежи» на экране демонстрировалась берлинская версия проекта, в которой бездомных играли профессиональные артисты, а в зале вместе со зрителями сидели беспризорники и комментировали всё происходящее на экране, указывая на неточность и демонстрируя искусство выуживания кошелька у добровольцев. Художница заставляет нас понять, что никакими деньгами зритель не отделается. В ее перформансах гость, пытающиеся сохранить лицо, прибегнув к стереотипам «правильного» поведения, неизменно оказывается неправ.
Компьютеризация. Технологии стремительно развиваются и храм искусства том числе не стоит на месте. Многие современные театры предоставляют возможность посмотреть постановки онлайн, а некоторые изощряются ещё сильнее.
Так, например во время пандемии Коронавируса, Большой Драматический Театр под режиссурой Эдгара Закаряна поставил Чеховскую драму «Вишневый сад» в известной компьютерной игре Майнкрафт, но это еще не конец, постановка была только началом и открыла целый фестиваль Майнкрафт спектаклей по мотивам школьной программы. Игроки во главе с архитектором Андреем Вороновым отстроили здание театра, по которому можно было прогуляться до начала спектакля.
Иммерсионный театр. Само слово происходит от английского глагола immerse — «погружать» и означает способ восприятия, который создает ощущение полного присутствия и погружения зрителя в виртуальную среду. В нашем случае это театр. Вы становитесь частью представления, не зрителем из зала, а непосредственно участником в центре всех событий и можете даже влиять на ход постановки.
На данный момент, в 2023 году иммерсионные спектакли во всю набирают оборот вызванным с успехом иммерсионного шоу «Вернувшиеся» в Москве.
В связи с этим билеты на такой экспериментальный театр стоят довольно дорого. Но надо сказать, что можно найти и бюджетные спектакли от менее популярных театральных компаний.
Несмотря на все изменения, которые пережил театр, он всегда будет оставаться местом творчества, где каждый художник имеет право писать новый мир своими красками, а зритель получать духовное и эстетическое наслаждение.
Автор статьи: Грищук Альбина
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.