26 октября на новой сцене театра «МОСТ» состоялась премьера постановки Владимира Беляйкина «В поисках Беккета». Спектакль в жанре «театра абсурда» позволяет почувствовать героев и проникнуться их историями, отключив логику, и ненадолго перестать быть серьезными.
Перед началом спектакля режиссер обратился к зрителям и рассказал о жанровых особенностях и литературных параллелях постановки:
«Мы люди при всем нашем бесспорном уме всю эту комедию (отношения между людьми) принимаем за трагедию. Умираем, гибнем, – хотя это абсурдно. Беккет был против слов. И чем он старше он становился, тем его слова сжимались. Он снял фильм с Чарли Чаплином и Бастером Китоном. Чем меньше слов, тем больше можно выразить, тело не врет в отличие от слов, которые можно обойти. Если тело болит – это тяжело скрыть. По этому же пути идем и мы, но на русской почве, связанной с Достоевским («Записки из подполья»). Сам Беккет, можно сказать, был из подполья и сторонился людей. Поэтому и его герои все были асоциальные, как впрочем и у Достоевского: проститутки, убийцы, одним словом, люди не вписывающиеся в общество. Главную пьесу Самюэля Беккета «В ожидании Годо», мы переработали и назвали «В ожидании Беккета».
Традиционно в театральном мире существует невидимая граница между актером и зрителем. Это неизбежно, ведь артист играет на сцене, а гость следит за происходящим со своего места. Однако продолжением камерной сцены театра «МОСТ» становится не только зрительный зал, но и сами гости. Цирковые трюки и лирические па выходят за рамки привычного и происходят на расстоянии вытянутой руки от зрителя.
История берет начало в исповеди маэстро Самюэля Беккета и в этой же точке приходит к логическому завершению. Несмотря на нелицеприятные ситуации, каждый момент обыгрывается комично, засчет чего легко смотрится. Создается ощущение, что зритель смотрит вглубь вещей, а сами персонажи становятся предметами исследования, рассматриваемыми под микроскопом. Комичные формы и объемные материи собирают в единый паззл человеческой жизни все самое важное: материнскую заботу, романтические чувства между мужчиной и женщиной, любовь и доброту к ближним.
Сам Беккет параллельно рассказывает не столько историю своего творческого и жизненного пути, сколько описывает пережитые эмоции и чувства в разных ипостасях: любви и отцовства, творческого застоя и кризиса среднего возраста, профессионального соперничества и триумфа, отчаяния и поиска единственного верного пути.
Хотя повествование преимущественно окрашено яркими цветами, повсюду раздаются радостные возгласы и играют приятные мелодии, в сюжете также находится место и для трагедии. Облачившись в траурный наряд, посреди ночи, мать оставляет своего ребенка. Еще младенцем, женщина покидает его, несмотря на внешнее молчание, ее душа болит и страдает. Такие переживания невозможно скрыть ни за одной шляпой или вуалью.
Помимо самих актеров действующими лицами становится и свет, и пространство, и музыка, и даже сами зрители. Герои практически лишены возможности говорить, но они общаются жестами, взглядами, звуками и движениями. С помощью танца персонажи признаются в любви, доказывают свое превосходство и дирижируют не только своей жизнью, но и окружающего оркестра.
Роковые красные платья и чувственные танцы олицетворяют страсть, шляпы и смокинги – строгость и официальность. Их сменяют легкие платья и клоунские носы, придавая повествованию шутливый тон.
Продолжая традиции самого драматурга, Владимир Беляйкин оставляет зрителям пишу для размышлений и загадывает нерешаемые головоломки. «В поисках Беккета» — эксперимент не только над формами и образами, но и над музыкальным сопровождением. В спектакле звучит, казалось бы, все: от лиричного джаза до рэпа и немецкого поп-рока, симфонии Петра Ильича Чайковского и «Smile» в стиле Мэрилин Монро.
Кому как ни молодежи ставить творческие эксперименты? Главные роли в постановке исполняют молодые талантливые ученики театральной студии «МОСТ»: Анна Максимова. В тандеме с новоиспеченным актерами работает и Ростислав Василак, на счету которого порядка 10 работ на сцене театра. Среди лучших образов Ростислава: Боренька – мордоворот («Вальпургиева ночь»), Кабуки «Кабаре. Сны на Патриарших», Ле Бре («Сирано») и Принц («Снежная Королева»).
После спектакля режиссер вместе с Анной Максимовой исполнили под гитару шуточную, еще довоенную песню «Шоферша», прозвучавшую в фильме «Торпедоносцы». «Шоферша» позже стала ярким примером «фольклорного института»: слова многократно переписывались новыми поколениями, но сохранялась идейная составляющая и игра рифм:
Я люблю шофершу крепко, робко,
Ей в подарок от меня коробка,
А в коробке, например, манто вам,
И стихи поэта ЛермонтОва.
Мы уже уселись по машинам
На прощанье, Женя, помаши нам.
Или просто проводи до сада,
Чтоб растаяла в груди досада.
А в саду том соловьи да вишни,
Мы припомним о любви давнишней,
Как бродили мы с тобой до вечера,
Как любили мы с тобой доверчиво…
Поддержать начинающих артистов на премьере пришли их коллеги из театральной студии при театре. Аббревиатура «МОСТ» расшифровывается как Московский Открытый Студенческий Театр. Педагоги, журналисты, айти-специалисты, и по словам режиссера, даже физики и атомщики осваивают здесь новую творческую профессию. Одни успешно совмещают обе специальности, другие же остаются, чтобы полностью посвятить себя актерской стезе.
Персонажи не только умело надевают маски, но и сменяют эмоции. В этом им помогает музыкальное сопровождение, отражающее весь спектр неподдельных чувств и переживаний. Известные всем и каждому мелодии заменяют двусмысленные и фальшивые слова, которыми привыкли общаться люди.
Приобрести билеты на ближайшие даты можно на официальном сайте театра «МОСТ».
Автор текста: Елена Якушева
Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?
Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?