23 февраля в День защитника Отечества в Театре музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой отгремела премьера спектакля «Степной король Лир». Постановка стала пятой режиссерской работой Дениса Сорокотягина в стенах театра. В классический сюжет Ивана Сергеевича Тургенева автор вплетает отрывки из романов Юрия Мамлеева «Московский гамбит» и «Шатуны», а также фрагменты книги швейцарского писателя XX века Роберта Вальзера «Прогулка».
В Малом зале развернулось действие, соединяющее шекспировские мотивы, Тургеневских героев и даже шансон. Главный герой, помещик Мартын Харлов идет по стопам небезызвестного короля Лир, решив при жизни разделить имение между детьми. Поводом становится не столько отеческая любовь или бескорыстный помысел. Щедрый подарок герой совершает из-за гордыни: желания вечной благодарности со стороны детей. Реальное положение дел совершенно не совпадает с ожиданиями героя. В своих иллюзиях он представлял спокойную старость, в которой есть время чтобы подумать о жизни и смерти, а домочадцы почитают и по гроб жизни обязаны ему за столь благосклонный поступок. Но ожиданиям дворянина не дано сбыться.
Трагическая история разворачивается в сопровождении музыкальных произведений Лео Делиба, Альфреда Шнитке, Сергея Рахманинова, авторских композиций Дениса Сорокотягина и песни Леонсии Эрденко и Елены Фроловой.
В роли уважаемого хозяина имения зрители увидели заслуженного артиста РФ Александра Бордукова. С момента появления Мартына Петровича в столовой становится понятно, кто является единоличным хозяином имения. Домочадцы сперва вторят каждому ему шагу, подбирают галстуки, хлопочут по дому тут и там. Ледяная словно статуя старшая дочь Анна (Виктория Тихомирова) безмолвно повинуется каждому приказу отца. В глубине души героиня понимает неравное отношение родителя к своим детям, но терпеливо сносит все. Младшую же дочь, Евлампию (Любовь Логачева) отец отчетливо выделяет, и сперва кажется, что это взаимно.
Но в один миг все меняется. Считая себя вершиной цивилизации, человек захлебывается в самоуверенности и всесильности. Бывший столбовой дворянин лишается крова, содержания, любви и уважения, даже к самому себе. Свиду имение Харлова – образцовая дворянская усадьба, но при ближайшем рассмотрении и там находятся свои «скелеты в шкафу». Семейная идиллия оказывается лишь витриной, а кровные узы – хрупкими как фарфор.Размышления о жизни и страх неминуемой смерти наводят стареющего помещика на неординарные мысли. Вороного жеребенка, явившегося во сне, герой считает предвестником скорой гибели, и решает завещать все имущество детям и уйти на покой. Понимая, что жизнь стремительно идет к концу, Мартын Харлов задумывается: «Может ли смерть кого ни на есть на сем свете пощадить?»
В назначенный час отец готов объявить о наследстве, и равнодушная ранее Анна впервые проявляет чувства к отцу, но искренни ли эти поцелуи ? Отцова любимица Евлампия, узнав о щедром подарке отца, и вовсе не выражает ни капли благодарности. Но что лучше: пустые, притворные поцелуи или молчаливое, скупое принятие?
Нерешительный зять Володька (Александр Кольцов) оказывается господином Владимиром Сергеевичем, полноправным хозяином усадьбы. Отныне он заправляет всем, а нахлебник тесть вынужден переехать в чулан, а затем и вовсе бежать из одного дома. Тирания бывшего хозяина накладывает на дом свой отпечаток, тепла и заботы в его стенах не было, и никогда не будет. С приходом к «власти» новых управленцев не утихают бешеные пляски, нравственные ценности рассеиваются словно дым, а бывший хозяин вынужден скитаться в поисках угла.
Среди обитателей дома есть и свой Сувенир (Мохамед Абдель Фаттах) – брат покойной жены старого барина. В перерывах между пьянством и едкими комментариями, местный «приживальщик» расставляет крохотных цыплят по шахматной доске. Никто в доме не воспринимает его серьезно, для Харловых Сувенир – ни то шут, ни нахлебник. Несмотря на всеобщее презрение герой не вызывает ни капли жалости. Оставшись совсем один, Мартын Харлов едва вылезает из грязи, как безжалостный брат сестры своими уничижительными речами втаптывает его еще глубже, на самое дно. Будь у него хоть толика власти, он сполна бы ею насладился, и вышел бы самый «скверный» человек.
Убитый горем отец напоследок решает лишить крова и новоиспеченных наследников. Судьба распорядилась по-своему: пожар, устроенный несчастным Мартыном Петровичем, уносит жизнь самого героя. Перед смертью, угасающий, подобно тени, Харлов не успевает договорить последние слова. Своих дочерей и зятя он не то проклинает, не то прощает. Никто точно не знает, что же хотел сказать, уходя, Мартын Петрович.Одним из свидетелей душераздирающей сцены становится соседский мальчик Митюша (Степан Аникеев-Кондрашин), он же, рассказчик истории о местном короле Лир. На протяжении всего действа он осуждает аморальное поведение молодого поколения, изжившего со света Мартына Петровича.
В финале он склонен верить, что все-таки напоследок герой прощает своих горе-домочадцев. Только неуверенность в голосе и растерянный взгляд выдают истинные мысли рассказчика. С коньком в спине и с болью в сердце Харлов шагает в пустоту, оставляя за собой разруху и пепелище родного гнезда.
Кто виноват – деспотичный ли родитель, лишивший детей любви и нежности и нежности, или бесчувственные дочери, погубившие отца жестокостью и презрением? Режиссер не дает однозначный ответ на этот вопрос, предлагая зрителям самостоятельно решить, что привело к столь печальным последствиям.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.