8 октября в театре «МОСТ» состоялась премьера постановки «Марина Цветаева. Повесть о Сонечке», в 130-летний юбилей поэтессы. Постановка проходит в рамках театрально-лекционного проекта «Культпросвет. Эпоха в лицах».
«Марина Цветаева. Повесть о Сонечке» — моноспектакль за авторством Ксении Несвячёной. Цветаеву исполняет Александра Кареева. Перед постановкой журналист Денис Лизин прочитал лекцию, вводящую зрителей в контекст произведения.
Сюжет описывает период жизни Цветаевой, когда она познакомилась с актёрами студии Вахтангова — Павлом Антокольским, Юрием Завадским, Владимиром Алексеевым и Софьей Голлидэй. В 1919–1920 годы это были молодые, творческие, полные душевной силы люди — представители российской богемы.
Ведущее чувство постановки – любовь. Любовь нельзя обосновать, здесь она – и причина действий, и само действие. Эта любовь к жизни, к искусству, к мужчинам и, конечно – к подруге.
Молодость героев постановки пришлась на эпоху перемен. В этом возрасте сложно найти ориентиры, и нестабильный внешний мир не даёт подсказок. На сцене это показано через чемоданы, наполненные письмами-воспоминаниями. Цветаева перекладывает их с места на место, вытаскивает из них письма и пальто, убирает обратно, но так и не обживает небольшое пространство сцены.
Сонечка Голлидэй становится для Цветаевой светом, любовь к ней — ориентиром. В постановке это показано через визуал: реплики Сонечки Цветаева-Кареева произносит из круга света на сцене.
Персонажи Антокольского, Завадского и Алексеева представлены одеждой. Они тоже разговаривают, действуют, влияют на героиню – но их пальто безжизненно висят на стене в тени. Для персонажа Сонечки Кареева ненадолго выходит из образа Цветаевой – и встаёт в световой круг.
Визуальный приём единения двух персонажей в одном актёре показывает, насколько глубоко Сонечка Голлидэй и Марина Цветаева проникли в души друг друга. Оттого так ярко ощущается их расставание, потеря единственного ориентира в жизни и части себя вместе с ним: «ей неизбежно было от меня оторваться, с мясом души, её и моей».
Александра Кареева соединила в себе несколько контрастных образов и, одновременно, заставила зрителя поверить в подлинность своего персонажа Цветаевой. Постановка «Повесь о Сонечке» обнажает и рвёт «мясо души» — как персонажей, так и зрителей.
Автор текста: Ирина Кузнецова
Фото: официальный сайт Театра «МОСТ»
kuhual