37 сезон театра «Модерн» ознаменовался премьерным показом спектакля «Скотный двор».
Мировой бестселлер Джорджа Оруэлла «Скотный двор» — это сатирическая повесть-притча, опубликованная в 1945 году. В ней описывается эволюция сообщества животных, которые изгоняют своего жестокого хозяина, мистера Джонса, с фермы «Усадьба» или «Господский двор», которая в других переводах называется «Райский уголок». Повесть рассказывает о переходе от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон. Автором пьесы является Марина Сулчани.
Где проходит та тонкая грань, благодаря которой человек остается «человеком»? Вопрос Раскольникова — «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — становится центральным моментом самоопределения и внутренней оценки. Этот вопрос в произведении служит не только критерием морального выбора героя, но и способом его осознания собственного места в мире.
Свиньи во дворе погружаются в глубокие философские размышления: «Кто мы?», «На что мы способны?», «Хватит терпеть!» Их слова словно сеют маленькие зерна негодования и бунта среди остальных обитателей скотного двора. Вскоре прозвучит революционная «Марсельеза», и проникновенные агитационные демарши к свержению власти «людей» найдут отклик в сердцах всех угнетенных.
Аллюзия, метафора, аллегория, игра слов — все приобретает вес, обнажая абсурд происходящего. Власть на ферме захвачена животными, свергнувшими своих хозяев. Новая религия провозглашена — СКОТОКРАТИЯ! Со своими правилами, догмами и устоями. Но и здесь, словно по неизбежному закону природы, возникает классовая дифференциация: «Все, у кого нет копыт и перьев — враги!». Однако и это определение оказывается зыбким, порождая новые размышления о том, кто «други», а кто «враги».
Казалось, что должно воцариться «равенство и братство», но вместо этого, как в круговороте Сансары, диктатура и тирания снова берут верх. Интриги, подозрения, репрессии — где же та жажда прогресса? Вместо него — явный регресс, причем человеческий. Мы видим превращение человека Вилли в Борова Визгуна, отражающее не только ход событий, но и их отпечаток на его физической оболочке.
Доведение игры до абсолютного понимания каждого действия, мысли и проживания ситуации. Здесь нет формул или правил — только полная вовлеченность актеров и режиссера, их азарт и интерес. Неизменно тонко подобранное музыкальное сопровождение подчеркивает напряжение и драму происходящего, обнажая эмоции. Игра света, полутени, акцентные световые решения не дают зрителю возможности отвлечься или позволить мыслям блуждать. Профессия актера заключается не просто в том, чтобы сыграть животных, а в том, чтобы прожить их судьбу, передать их характер на сцене и, главное, донести до зрителя глубинный смысл, заложенный в образах.
Спектакль оставляет неоднозначное послевкусие. Он пробуждает все низменное, что вызывает отвращение, и одновременно все, что является неотъемлемой частью человеческого бытия. Он заставляет задуматься о темных уголках души, о нашей природе, о том, как легко границы морали и человечности могут размываться под давлением страстей и власти. Этот спектакль — не просто история на сцене, а зеркало, в котором каждый зритель может увидеть своё отражение, свои страхи, сомнения и внутреннюю борьбу.
Автор текста: Тамара Мирзакуатова.
Фото: Полина Капица.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.