21 октября в Театре имени Гоголя прошёл спектакль «Лев зимой» по одноимённой пьесе Джеймса Голдмена. Режиссёром выступил Сергей Гинзбург, в 2020 году представивший новое прочтение исторической пьесы.
По сюжету стареющий король Генрих II должен выбрать наследника из трёх своих сыновей — Ричарда Львиное Сердце, Джеффри и Джона и объявить об этом в Рождество. По этому случаю приезжает его жена — Элеонора Аквитанская, около 10 лет просидевшая в тюрьме за организацию заговора против короля. Рядом с Генрихом – принцесса Элис, любовница. Из Франции приезжает её брат — король Франции Филипп II Август.
Отношения между персонажами сложные: члены семьи видят друг в друге только средство достижения личных целей. Между братьями идёт вражда за трон, королева Элеонора хочет обрести свободу, а принцесса Элис – стать женой Генриха. Отношения героев отягощаются и личными переживаниями. Принцы борются за трон и уважение отца, Элеонора не может простить Генриху заточение и измены – как и не может перестать его любить, а Элис чувствует себя разменной монетой, инструментом для усиления влияния Филиппа в Англии.
Герои плетут интриги, нарушают договорённости и отказываются от любых принципов. Игра актёров передаёт весь накал страстей и неоднозначность личностей и их переживаний. Наиболее интересный конфликт у супругов – Генриха и Элеоноры, в исполнении Максима Аверина и Анны Якуниной. Взаимная любовь всё ещё живёт в них, но они не могут показать свои чувства иначе, кроме как причиняя друг другу боль.
Антураж постановки минималистичен: на сцене нет декораций средневековья. Вместо них используются металлические рамы, которые отображают как реальные коридоры замка, погреб, столы и скамьи, так и метафорические «клетки», эмоциональные всплески (рамы бросают на пол, и по залу разносится звук). Максимально детально проработаны костюмы персонажей. Абстрактность декораций позволяет сконцентрироваться на распрях внутри королевской семьи. Благодаря акустике в зале звуки средневековых инструментов обретают глубокое раскатистое звучание, создавая мрачную атмосферу.
Однако постановка не погружает в уныние: персонажи комментируют сложные ситуации остротами: «Я не держу зеркал. Они ведут себя бестактно». Афоризмы не превращают происходящее в фарс и не дают появиться ощущению безнадёжности.
Конфликт в королевской семье делает любое действие более весомым, а переживание значимым – поскольку именно эти люди тогда творили историю. Тенденции, проявляющиеся в семье королей, определяли развитие общества того времени. Генрих II — великий человек, многого добившийся своей силой, умом и жестокостью. Но он не смог воспитать тех же качеств в сыновьях: «Они могут огрызаться на меня или становиться заговорщиками, но я как раз и хочу, чтобы мои сыновья были такими». Ожидая от них хитрости и ума он получил бесчувственную расчётливость, вместо смелости – садизм, а вместо доверительных отношений – инфантилизм. «Зима» правления Генриха уже настала, и изменить что-либо у него не получится. Однако самое страшное, что происходит с ним – не старение, а отчаяние.
На контрасте с Генрихом королева Элеонора показывает несокрушимую силу духа и готовность справляться с грядущими бедами. Сопоставление двух монархов наводит на рассуждения не только о власти, но и о смысле жизни. Элеонора пережила много несчастий – но продолжила бороться за себя: за свою свободу, статус и любовь. Возможно, настоящая «зима» наступает не со старостью, а с прекращением борьбы.
Посетить спектакль стоит ради красоты средневекового цинизма, ощутить красоту человеческой неоднозначности и насладиться энергетикой актёров.
Автор текста: Ирина Кузнецова
Фото: официальный сайт Театра
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.