«Недоросль» – это боевой манифест за образованность и нравственность» – Дмитрий Писарев
Скотные нравы прогнившего общества изображали и продолжают это делать во всех формах искусства от классической литературы до мемов.
Одним из родоначальников изобличения человеческих пороков в России стал Д. И. Фонвизин, чье имя прочно вошло в историю и школьные учебники. Из года в год его едкая пьеса привлекает внимание авторов разного уровня, работающих в оригинальных стилях.
3 ноября в преддверии Дня народного единства в исторической здании Дома на Яузе состоялся показ спектакля «Недоросль». В рамках 7 сезона фестиваля «Школьная классика» с визитом на столичную сцену приехал Калужский областной драматический театр. Вечное произведение о животных и человеческих нравах заиграло новыми оттенками значений в интерпретации режиссёра Кирилла Солёнова.
Классицистические произведения изначально ассоциируются у зрителя с застывшим миром в цветах черного и белого. Традиционно герои классицизма чётко делятся на нарочито положительных и отрицательных, в процессе развития конфликта они не могут перейти из одной категории в другую.
Но театр XXI века выходит за рамки заданные в XVIII веке и предлагает каждому зрителю самостоятельно решить, кто из персонажей, действительно, на тёмной стороне.
Стоит отметить, что режиссёр на протяжении всего действа не уходит далеко от литературной основы, но тем не менее добавляет оригинальные замыслы в ход событий. Для автора было важно показать не только само семейство Простаковых-Скотининых, но и среду, искусственно ими созданную. Безграмотные вруны учителя, невежественные, распущенные слуги – наглядный пример пагубного влияния господ.
Именно поэтому постановка начинается не с классической сцены примерки кафтана, а с знакомства с прислугой, укрывшейся от господ – портным Тришкой и его возлюбленной. Как огня они боятся гнева госпожи, и оттого наблюдают за хозяевами издалека, спрятавшись за свиньями. Но более всех достается Еремеевне (Светлана Никифорова), с младенчества, ухаживающей за сыном хозяйки Мирофанушкой, «детине» уже 16 лет, а доброго слова любящая служанка так и не удостоилась. Несмотря на соучастие Еремеевны в заговоре госпожи против Софьи, ее нельзя назвать исключительно негативным персонажем. В отличие от прочих обитателей «скотского дома» она умеет любить, пускай и тех, кто этого не достоин.
Ни одно произведение не может состояться без положительных героев. Лагерь «честных и справедливых» представляют доблестный офицер Милон (Вячеслав Соколов), честный чиновник Правдин (Валерий Смородин), родственница Простаковой Софья (Екатерина Береничева) и, конечно же, дядюшка юной особы – Стародум (Сергей Вихрев). В их поведении нет и намека на злонравие или корысть, а поступки не наносят вред окружающим. Тем не менее, их собственное счастье оказывается под угрозой.
Свин – агент из «Людей в черном», «свинка Мэрилин Монро», кого только не носит вместо сумочки Скотинин (Кирилл Бессонов). Безмерная любовь к этим животным превращает брата госпожи Простаковой в одного из своих питомцев. Он не гнушается пить из корыта, визжать и похрюкивать, в любой момент он, казалось бы готов начать перемещаться на четырех ногах и окончательно переехать в хлев. И тот вслед за Митрофанушкой готовится в женихи к Софье.
Счастье Софьи вот-вот устроится, но госпожа Простакова готова идти до конца. И сама же обрекает себя на несчастье. Стройными рядами движется местное «войско» со свиньями подмышкой. У них нет права на ошибку, совсем скоро Софья с дядюшкой оставят их, а вместе с отбывающей наследницей исчезнут и все надежды на ее приданое. Узнать чем же закончится история злонравного семейства можно не следующих столичных показах спектакля.
После постановки все зрители от мала до велика получили возможность побеседовать с актерами и режиссёром постановки Кириллом Солёновым и режиссёром по пластике Филиппом Капланом.
Артисты напомнили юным зрителям, что театр – это синтез искусств и дали рекомендации начинающим актёрам:
«Важно начать себя самому синтезировать: развивать насмотренность, ходить в театры, смотреть кино, причем лучше хорошее, заниматься спортом, танцами, – всем, смежным со сценой.
Каждый остался доволен своей работой, и по словам режиссеров, все желаемое удалось показать:
«Сегодня нам действительно удалось отвлечь ребят от гаджетов, они активно участвовали, делали весьма точные замечания. Одним словом когда энергия клокочет, зритель откликается на постановку, значит все сложилось…Учение и образованность – всё начинается с семьи. Эта история отвечает на ряд актуальных и сегодня вопросов: кто такой образованный, воспитанный человек, а это актуально и сегодня».
По истине блистал в этот день Алексей Чепелев (Митрофанушка). Актер поделился впечатлениями от роли: «У каждого есть внутри Митрофанушка мы его прячем я из себя его не то что вытаскивал где-то он был и здесь он у меня вылился есть еще над чем работать. Этот образ есть в каждом, но его нужно разбудить.
В конце концов артисты сбрасывают свиные маски, напоминая о двойственности своих персонажей. Д. И. Фонвизин еще 3 столетия назад адаптировал под русскую действительность метод масочного театра. В этом же направлении был создан спектакль Кирилла Солёнов. С одной стороны, на сцене зритель видит героев, а с другой – лишь маски, отражающие набор свойств и качеств.
Елизавета Лапина (госпожа Простакова призналась, что самым сложным моментом оказался не столько текст, сколько пластическая партитура: «Носить платья не тяжело, но скакать в них – это труд. Непросто, но в тоже время интересно, было приноровиться и распределиться с такой юбкой с кренолином».
3 ноября для всей команды оказался особенным днем – спектаклю исполнился ровно год. Однако артисты признаются, что рабочий процесс продолжается.
Автор текста: Елена Якушева
Фото: пресс-служба фестиваля
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.