Фредерик Бегбедер в одном из своих произведений сказал: «Любовь живёт три года». 7 ноября в «Международном Доме Музыки» режиссёр Сергей Сотников опроверг мысль писателя концертом-спектаклем «Скажи, что ты меня любишь». Премьера спектакля состоялась еще в феврале 2024 года и после гастролей вновь вернулась на родную сцену ММДМ.
Роли немецкого писателя и голливудской дивы примерили артисты театра и кино Евгений Цыганов и Дарья Мороз. Она – кинодива, недосягаемая мечта миллионов, притягательная и чертовски успешная. Он – начинающий немецкий писатель, которому было суждено прославиться и войти не только в историю своей страны, но и своей эпохи.
Лучше чем слова любовь передает взгляд и музыка. От строчки к строчке утекают события, меняются люди, уходит эпоха. На страницах переписки разворачиваются душевные муки, терзающие жертв самой кровавой войны. Мир запомнил их как талантливых, решительных и ярких деятелей искусства, но открыться по-настоящему они могли лишь друг другу.
В её глазах многие видели высокомерие, самодовольство, иронию, но, что если за ними скрывалась боль. Та самая, что и связала их судьбы с Ремарком.
Неподвижная, она казалась ледяной леди, но в движении – каждый миллиметр ее лица смягчался. Холодная, с надменным, но пленяющим взглядом. Стильная, успешная, источник зависти и возжелания миллионов. За кадром же хрупкая, ранимая девочка, с ужасом вспоминающая кровавые потери войны. По кусочкам раздавая себя как самый сладкий пирог, ей суждено было остаться одной. Одной ли? Письма любимому Эрику Марие согревали ее долгими вечерами и возвращали в недолгие счастливые часы вместе. Вызывающе сексуальная, и одновременно с этим неприступная пепельная блондинка. Рождённая для любви, она падала в пропасть новой любви вновь и вновь. Из одних объятий в другие.
Сперва расстояние, затем уход из жизни писателя, жизнь проверяла ее на прочность раз за разом. Он стал для актрисы нерушимой опорой и оставался ею и после смерти.
Самым страшным испытанием для Дитрих стала война. Исключительной личностью звезду сделала не только ее профессия, но и сильная позиция.
Во время Второй Мировой Войны Марлен находилась на пике славы и известности, но щемящее изнутри чувство не давало ей сполна насладиться прелестями жизни знаменитости. И она отправилась на фронт. Годы выступлений для американских солдат и антифашистской пропаганды, отречение от немецкой Родины и потеря мамы – война забрала у неё многое.
Резко контрастируют между собой темы, раскрывающиеся в письмах друг другу.. Признание, успех, творчество, любовь, война, разлука, отречение, гордость, отчаяние, словно кадры нового фильма с участием Марлен вечные вопросы терзают героев.
Пылкая в любви, решительная, та самая роковая женщина, «рядом с которой тяжело блистать» навечно привязала к себе гения. Война разрывала и душу Ремарка: «Гитлер сжигает мое книги на родине свободная страна [Америка] сжигает мое сердце». Осев в одном из американских отелей, Ремарк ни на минуту не забывал о своем положении иммигранта, оставаясь добровольным заложником ради возможности быть с ней рядом.
Евгений Цыганов и Дарья Мороз попеременно читают любовные письма, которые знаменитый писатель и киноактриса когда-то отправляли друг другу, не имея возможности иначе поделиться чувствами. Меланхоличное и вместе с ним страстное ощущение передают не столько реплики и пластика героев, сколько насыщенная эмоциями музыка. Именно она является главным героем действа. С замиранием сердца зритель ждет, какую струну его сердца затронет следующая нота.
Последняя песня Цыганова с отсылкой к мелодии «Лили Марлен» говорит о его персонаже куда больше чем неловкие перемещения по сцене, игра с бутылкой и пустые взгляды на любовь всей жизни.
Немецкая культура, очерненная фашистским налетом, никогда не была по-настоящему родной для Марлен. К чему же ее строчки песен с признанием в любви на ломанном немецком и взглядом в никуда? Устремившись далеко за пределы зала, она ищет своего писателя, но его уже там нет. Недоработка режиссёра или блестящая задумка уходящей навсегда любви? Решать, конечно же, зрителю.
Тяжёлая походка, неловкие движения, строгие позы. Такой Марлен почувствовала Дарья Мороз. Большие глубокие глаза Дитрих, сравнимые, разве что, с бушующими океанами, медленно угасают. Героиня Дарьи Мороз напряженно укрывает взгляд в тексте, в слоях одежды, пространно поднимает взгляд в сторону партнёра, пытаясь понять, что делать дальше.
Ощущение собственного превосходства над окружающими не проходит бесследно. Гоняясь в молодости за свободой, так легко остаться одинокой. Так отчаянно отстаивающая свою свободу, икона Голливуда упустила самое светлое и искреннее, что было в ее жизни.
Кинематографические вставки раздвигают рамки печальных сцен. Великие они на века вошли в историю. Таинственные силуэты возвышаются над залом, впечатляя уверенностью и масштабом. На сцене же две искалеченных испытаниями XX века души, отчаянно ищущих свой путь.
Единственным выходом из порочной зависимости, которой для писателя стала Марлен, был разрыв. «Прочь, прочь, от Пумы», – как бы не бежал Ремарк от объекта своей страсти, она навсегда осталась в его сердце.
Оркестр под умелым дирижированием Петра Дранги заставляет зрителя все чаще закрывать глаза и полностью отдаваться чувствам, переживая все новые события, внимая истории и переходам от внутреннего голоса Ремарка к Марлен и снова к тоскующему писателю.
Автор текста: Елена Якушева
Фото: официальный сайт
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.