16 ноября Череповецкий Камерный Театр представил сценическую версию «Барышни-крестьянки» из цикла Александра Сергеевича Пушкина «Повести Белкина». Показ постановки Елены Баталиной состоялся в рамках фестиваля «Школьная классика» на сцене Дома Литераторов.
События пушкинского произведения базируются на трёх архетипических сюжетах, к которым обращаются многие авторы, в том числе А. С. Пушкин и Уильям Шекспир: переодевание господ в простолюдинов, любовь юноши и девушки из враждующих семейств, неравенство влюблённых по общественному положению.
Режиссёр отнеслась к тексту А. С. Пушкина со всем вниманием и почтением. Создатели спектакля идут по стопам писателя и насыщают произведение аллюзиями и современными шутками.
Со сцены звучат извечные насмешки об извечной проблеме российских дорог, которые по «исчислениям философических лет этак через 500» приобретут порядочный вид. Режиссёр не обходит стороной и актуальную политическую повестку, отражающее противостояние России и Центральной Европы, «варварская», по мнению гувернантки из Йоркшира (Екатерина Калошина), никогда не станет для нее домом, как бы хорошо к ней не относились домочадцы.
Елена Баталина преумножает милую иронию и оригинальный юмор, вложенный в произведение. Затаив дыхание, сотни мальчишек и девчонок наблюдают за непростой историей любви молодого дворянина Алексея Берестова (Матвей Пирушкин) и его возлюбленной «крестьянкой». Добрая, позитивная история стремится подтолкнуть юного зрителя к более глубокому прочтению повести и размышлениям о том, на что способна настоящая любовь.
«Иван Петрович Берестов враг, мне медведь и провинциал, каких след не видывал», – твердит рассерженный помещик Муромский (Сергей Павлов) при одном только упоминании имени соседа. Не желая знать ни Берестова, ни его сына, англоман Муромский сыплет предубеждениями против консервативного соседа. Вражда между помещиками в первую очередь грозит счастью их юных детей.
Лиза Муромская (Анастасия Миронова) растет без матери, однако любящий батюшка щедро одаривает дочь семейным теплом за двоих. Любые шалости прощаются папиной любимице, а вместе с тем градус хитростей все растет.
Решив раз и навсегда изменить свою жизнь и наконец-то встретиться с соседским джентльменом Алексеем Берестовым, прослывшим прекрасным молодым человеком, барышня готова выйти на новый уровень трюков. Очередная затея, переодеться в крестьянку Акулину и завести якобы случайный разговор с барином в его роще, увенчается успехом, но к чему это может привести?
Отдельный герой постановки – русская природа. Хотя зритель не видит соответствующих декораций, он понимает, как меняется ландшафт вокруг. Ясные поляны, где играет прислуга, грибные тропки, таинственная манящая чаща Берестова, в которой так мечтает оказаться Лиза Муромская. Природные мотивы вместе с динамичными народными песнями и частушками, танцами и гармонью отсылают к естеству русского человека.
Мелодичные строки стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений» не раз звучат со сцены, крепко связывая сердца двух влюблённых. «Образ несравненный» свой таинственной возлюбленной и днём и ночью видит перед собой молодой барин. Музыка на каждом шагу сопровождает и господ и их слуг. Простым крестьянам не дано чтение, поэзия вместе с классической музыкой обходят их стороной. Однако в господских домах Берестовых и Муромских то и дело раздаются романтические строки.
Пускай на сцене и ощущается различие между двумя социальными слоями, чувство наслаждения прекрасным не чуждо ни одному из персонажей. Пока барышня исполняет песни под фортепиано, ее прислуга резвится, танцует под гармонь.
Долгожданной встрече Алексея и Елизаветы суждено состояться в той чаще о которой так грезила девушка. Несмотря на то, что она сделала все, чтобы эта встреча состоялась, место уже говорит об искренности намерений и помыслов молодых людей. Умиротворенная природа отражает тёплые, нежные чувства и укрывает от лишних глаз.
Мисс Жаксон, типичная представительница, иностранного, чуждого русскому человеку мира. Актриса, исполнившая роль английской гувернантки доводит свой образ до абсурда. Для суровой задумчивой героини русский человек был и есть «крэйзи». А сама «варварская» страна остаётся загадкой, несмотря на годы, проведенные в ней.
Культовый момент очередного перевоплощения Елизаветы в английскую «красавицу» не оставит без улыбки ни одного даже самого серьезного зрителя. Хрупкая, милая девушка с ангельским голосом превращается в бестактную, одетую по последней английской моде мадам с грубым голосом и неуклюжими движениями. Каждый жест и каждое слово вызывает неизбежный смех и многочисленные улыбки. Выходки Елизаветы становятся все изощрённее, но даже ее выдумки не всесильны, воля случая способна разрешить любовные интриги и трудности.
Пушкинские герои проходят испытание чувствами и претерпевают серьёзные изменения. От легкого на подъем, питающего нежные чувства к каждой встречной барышне, Алексей Берестов перевоплощается в осознанного мужчину, готового связать свою судьбу с единственной любимой сердцу Акулиной.
Пылкий нрав вынуждающий Алексея бросаться из крайности в крайность смягчается после роковой встречи в лесу. Все чувства отныне обращены не на заигрывания с местными «девками», споры с отцом и поиски собственного карьерного пути. Одно имя застыло на его устах – Акулина. Озорная папина любимица с течением постановки не готова окончательно отказаться от прежних забав, но отношение юной девушки к окружающим становится заметно осознаннее.
Невозможно представить более органичную Елизавету Муромскую нежели в исполнении актрисы Анастасии Мироновой. Жизненная энергия, пылающий огонь в глазах и тепло, искренность изобретательность – первые слова, приходящие на ум при описании характера ее героини.
Сегодня даже с короткими произведениями подростки предпочитают знакомиться в сжатом виде. Совсем не каждый школьник готов уделить и 30 минут классической литературе. Артисты Череповецкого Камерного Театра доказывают, что классика может быть интересной, если к ней правильно приложить руку.
На первый взгляд, «Барышня-крестьянка» – это легкая романтическая история с приятным путешествием на несколько веков назад. В действительности же, очередная из «Повестей Белкина» затрагивает острые вечные темы, обнажая споры «Отцов и детей», проблемы дезорганизации армии, нашествия западной «культуры», трудность поиска своего призвания, социального неравенства и другие.
В современной «обёртке» юный гость получает литературный пушкинский десерт, отзывающийся в каждом зрителе, пускай он пока еще, возможно, сама и не любил.
Автор текста: Елена Якушева
Фото: официальный сайт фестиваля «Школьная Классика»
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.