Как вы решили стать актером?
«В шесть лет мама меня отдала на танцы в балетную группу Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио имени В. С. Попова. Там я впервые в жизни вышел на сцену и протанцевал в этом коллективе почти 15 лет. В 2007ом я поступил в Московский автомобильно-дорожный институт, и одновременно меня с товарищами по ансамблю пригласили поработать в театр кукол имени С. В. Образцова в спектакль «Кармен! Моя Кармен!» (режиссер з.а РФ А.С Денников). Мы были балетной группой (ансамблем) и исполняли эпизодические роли, научились водить планшетные куклы и были неотъемлемой частью спектакля, который мы очень полюбили и играли в течение 4ех лет. Также Андрей Сергеевич что-то во мне разглядел и доверил репетировать уже настоящую роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где играла сама Вера Васильева, но выйти на сцену в этой работе было не суждено, помешала учеба в институте и нехватка знаний, навыков, тогда и появились первые мысли попробовать поступить в театральный институт. Именно благодаря Андрею Сергеевичу Денникову, его спектаклям, во мне зародилась страсть к театральному искусству.
Затем был «Театр экскурсий», где я принимал участие в театрализованной экскурсии «Цой жив! По следам андеграундной Москвы». Я перевоплощался в стилягу и рок-музыканта, мы играли сцены, танцевали, пели под гитару, рассказывали монологи о жизни тех людей и после этого проекта мое сердце потребовало перемен, о которых пел Виктор Цой, что и стало отправной точкой к поступлению в театральный
После окончания МАДИ я был призван в армию, и отслужив, какое-то время работал по автомобильной сфере, но хватило меня ненадолго, я бросил работу, стал готовить программу и поступил во ВГИК на курс Всеволода Николаевича Шиловского».
Расскажите как ваша семья отнеслась к выбору вашей профессии?
«Они всецело поддержали меня, хотя и с небольшой долей скептицизма. Мама развивала мое творческое начало еще с юных лет. Папа тоже потом поддержал мое решение. Я объяснил им, что актер – это профессия, где я могу объединить все свои творческие навыки и умения, правда понял я, что это моё призвание, на все сто процентов только во время обучения во ВГИКе, куда поступил, не сказав родителям».
Были ли у вас какие-то сомнения, когда вы начиналь свою актерскую деятельность?
«Конечно, были. В мире актерского искусства, когда ты заканчиваешь обучение и выходишь в большой мир, тебя мало кто ждет с распростертыми объятиями. А точнее почти никто. Мне повезло попасть работать в репертуарный театр сразу после выпуска, и это была моя маленькая победа. Тем не менее, я проработал там немного меньше сезона, после чего мне пришлось покинуть его, хотя потом почти сразу взяли в другой, где также пробыл сезон и ушел. Многие из моих коллег подобным образом столкнулись с неопределенностью. Были моменты сомнений, особенно перед пандемией, когда театр полностью исчез из моей жизни. В таких условиях я использовал свои вокальные, танцевальные способности, выступая в казачьих коллективах, также организовывал различные мероприятия и немного снимался в кино и сериалах. .Были мысли о том, чтобы полностью отказаться от актерской профессии и уйти в продюсерство, так как у меня есть неплохие организаторские навыки. И все же, в определенный момент, все снова вернулось на круги своя. Я вернулся к актерству, участвуя в спектаклях пластического театра МИМ-оркестр Алишера Хасанова и поступив в детский театр Москонцерта. И вот сейчас мы открыли Московский театр-студию Всеволода Шиловского, и теперь моя жизнь полностью посвящена актерской профессии. Почему рождаются сомнения? Дело в том, что актерским ремеслом по началу очень сложно заработать на жизнь. Если ты работаешь в театре, зарплата, как правило, небольшая, и приходится искать дополнительные источники заработка. А пока тебя никто не знает, и снимают мало, начинают все с эпизодических ролей и коротких метров, которые не приносит большого дохода, вот и начинаешь задумываться. Поэтому многие покидают профессию».
В каком амплуа вы себя видите?
«До определенного момента я решил для себя, что мне идут роли в амплуа друга главного героя или его помощника. Как Сганарель для Дон Жуана, например. Сейчас у меня такая роль в нашем театре в спектакле “Он,она, окно, покойник”, где я играю секретаря помощника премьер-министра Великобритании Джорджа Пигдена, это одна из моих первых и любимых ролей. Но поработав в разных театрах и проектах, я понял, что во мне есть и героические задатки. Например, в копилочке уже роль Федота Стрельца, а недавно в Москонцерте, я сыграл кузнеца Вакулу, и это потребовало от меня большой работы над собой».
Расскажите о роли своей мечты
«Честно говоря, наверно нет такой конкретной роли, но я определенно в ожидании одного персонажа. У нашего театра в планах восстановление спектакля «Доходное место» А.Н. Островского, который был дипломной работой у моих старших коллег, и мою кандидатуру рассматривали на роль Василия Жадова. Я уже пробовал себя в этом образе, делал отрывок и читал монологи этого героя. Эту роль можно назвать драматичной, хотя в ней есть и элементы комедии, поскольку Островский позиционировал эту пьесу именно как комедию , но Жадов – серьезный персонаж в пьесе. Также мне бы хотелось вновь обратиться к Чехову, к его рассказам и пьесам. А так положа руку на сердце мне бы хотелось сыграть глубокую драматическую роль, тяжелую биографию, полностью выразить человеческую сущность, поделиться со зрителями определенной темой. Возможно, это будет тема сложного выбора, которая волнует многих людей. Эта тема как раз затронута у Жадова и в «Вакуле» у меня это тоже присутствует. Вообще когда тебе предлагают роль, ты сразу чувствуешь, твоя она, или нет. Мне очень нравится моя роль в «Игроках». Поначалу мое существование на сцене кажется легкой комедией, но конец весьма трагичен. Подведу итог: я бы хотел сыграть такой драматичный образ непохожий на все мои другие, чтобы удерживать внимание зрителей на драме от начала и до конца, зацепить зрителя за душу, что-то перевернуть в нём».
Как повлиял на вас В. Н. Шиловский, когда вы начали свою театральную карьеру? Пришлось ли вам забыть все, чему вы научились, и начать оттачивать свое мастерство заново?
«В. Н. Шиловский заложил в нас основы и фундамент актерского мастерства. До встречи с ним оказалось,что я очень многого не знал, хотя и проработал до этого в театре 4 года. Есть даже теоретические и практические аспекты, которые я использую не только в актерской работе, но и в жизни. После выпуска не пришлось ничего забывать и учиться заново, но пришлось усердно практиковаться, осваивать новые инструменты, совершать ошибки, добирать знания, изучать себя. Конечно в театре под руководством мастера работать легче и спокойнее. Он всегда скажет, что не так, и направит, чего не скажешь про другие театры, проекты, там обычно с тобой не сюсюкаются, но я очень рад, что я прошел через это все, я стал сильнее благодаря этому.
Но в целом, Всеволод Николаевич Шиловский – выдающийся мастер, актер и педагог, и он учит своих учеников так, чтобы они ничего не боялись в этом мире».
Насколько образование ВГИКА позволяет охватить различные направления искусства: мюзикл, театр, кино. Или вы проходите дополнительные курсы?
«Образование ВГИКа охватывает много направлений, успеваешь попробовать себя во многих эпостасиях, но актер обязан учиться постоянно, на протяжении всей своей жизни. Каждый из нас продолжает где-то и что-то осваивать, особенно для кино. Кино это отдельная профессия. Так получилось, что мы все таки учились больше театру, а кино пришлось осваивать уже на практике, снимаясь у режиссеров-студентов, методом проб и ошибок, наблюдая как работают опытные партнеры. Также я считаю актеру необходимо быть насмотренным и начитанным. Я часто обращаюсь к трудам Станиславского, Михаила Чехова, Иваны Чаббак – это методички, которые всегда тебе помогают. Конечно, тренинги никто не отменял – я считаю, что они необходимы каждому актеру для поддержания своего профессионализма».
В чем отличие игры в театре от игры в кино?
«Здесь взаимный поток. Многие говорят, что это абсолютно разные профессии. Я не до конца соглашусь с этим. Местами они отличаются в технике существования, но это больше касается крупного плана. В их основе лежит одна и та же методика: вера в предлагаемые обстоятельства, умение быть органичным, доносить мысль, говорить, воспринимать, принимать решения и быть эмоционально подвижным. В чем отличие кино от театра? В том, что в кино все выражаются более сдержанно. Например, в крупном плане в основном работают только глаза, через них идет вся энергия. В театре же работает все тело. Здесь более мощная энергия, направленная на весь зрительный зал. Театр нужен для кино, чтобы быть в треннаже, чтобы у тебя было все размято внутри: рефлексы, речевой аппарат. А кино дает, в частности, для нашей камерной сцены более документальное существование. Потому что здесь маленькое пространство и широко играть не надо. Здесь все как в жизни. Поэтому наш театр взаимосвязан с кино. Кроме того, кино дает публичность, известность, что позволяет театру больше зарабатывать, привлекать больше зрителей».
Назовите качества артиста, который будет всегда востребован
«Здоровье, физическое и психологическое,, – важная составляющая для актера. Быть востребованным актером означает иметь один-два выходных в месяц, постоянные смены и репетиции, переключение между разными ролями. Например, в спектакле «Он. Она. Окно. Покойник» я играю на протяжении двух с половиной часов без перерыва. За это время я устаю так, как если бы проработал восьмичасовой рабочий день. Умение управлять своим телом и психикой, а также умение расслабляться – очень важные навыки для актера. Перед выходом на сцену необходимо быть заряженным энергией, накапливать ее внутри себя и вокруг. Важно уметь аккумулировать эту энергию и, конечно же, сохранять концентрацию и внимание».
Как вы относитесь к мнению, что многие тяжелые роли, сыгранные актерами преследуют их?
«Я неоднократно замечал, что между игрой и реальностью существует тонкая связь. Иногда сценарий, который я играю, содержит ситуации или жизненные обстоятельства, которые потом происходят в моей жизни. Конечно, как вы видите это не относится к смерти. Это интересная тенденция, которую можно объяснить тем, что ты очень много думаешь об определенных событиях. Например, расставание с возлюбленной. Если у тебя не было подобного опыта, ты начинаешь фантазировать: «А что если…». И, возможно, ты подсознательно притягиваешь это к себе. Однако я убежден, что актер может научиться отпускать это. Здесь речь идет о внутренней свободе. Если ты входишь в роль и исполняешь ее с напряжением и жесткостью, через насилие, то это непременно оставляет отпечаток. А если у тебя достаточно внутреннего пространства для этой энергии, ты легко можешь освободиться от этого всего. Это очень важное умение».
Как вы сбрасываете такие роли?
«Каждый актер имеет свои собственные методы расслабления и сбрасывания, но я чаще всего использую дыхание и слушаю музыку. Музыка питает меня и помогает вызвать другие ощущения, ассоциации и воспоминания, которые меня заряжают энергией и перезагружают. Природа меня успокаивает и обнуляет. Важно уметь управлять своим мозгом и подсознанием, задаваясь целью почувствовать определенное состояние, которое станет отправной точкой для определенной роли, ну или наоборот чтобы от нее отдалиться. Это внутренняя работа, но она необходима для успешной игры на сцене».
Какой совет вы бы дали молодым людям, которые только начинают играть на сцене?
«Не сравнивайте себя с другими, но при этом наблюдайте за коллегами на репетиции, это поможет вам почувствовать их энергию, отметить для себя, что и где может быть улучшено. Советую смотреть больше театральных постановок, фильмов, наблюдать за людьми в жизни – все это может дать вам много хороших наработок. Отмечайте свои успехи, даже если они были мимолетными, похвалите себя за них».
Есть ли у вас кумир, тот, кому вы подражаете?
«В качестве примеров для вдохновения я хотел бы привести Алексея Баталова и Всеволода Шиловского. На игру Всеволода Николаевича всегда интересно смотреть. Впервые я увидел его в фильме «Все то, о чём мы так долго мечтали». Также хочу отметить Евгения Ткачука, игра которого меня впечатляет. Хотя мы не знакомы лично, я очень хотел бы поработать с ним».
Что вы посоветуете посмотреть людям, которые только знакомятся с миром кино?
«Все зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. Если вы хотите увидеть, как играть комедию, посмотрите фильмы Леонида Гайдая. Для понимания драмы рекомендую посмотреть фильм «Жизнь прекрасна». Мне также нравятся документальные фильмы, например, работы Андрея Смирнова, Бориса Хлебникова и Андрея Звягинцева. В целом, кино – это очень индивидуальный опыт для актера, и если ты играешь роль о войне, то, вероятно, будешь смотреть конкретные фильмы или материалы на эту тему, чтобы понять, как люди жили в то время и подготовиться к своей роли.
Можно также смотреть фильмы, чтобы развивать определенные навыки. Например, Всеволод Николаевич рекомендовал нам посмотреть конкретный фильм и обратить внимание на определенного актера, чтобы увидеть, как он носит костюм, или изучить походку Олега Даля в фильме «Не может быть!». Увидеть как думает Евгений Цыганов в кадре, как он умеет молчать – все это разные приемы. У Всеволода Николаевича есть свой прием: он рассказывал нам, что его игра в кадре немного театральна, но во время озвучивания он старается быть сдержанным, чтобы все звучало органично и кинематографично. И это дает невероятный результат».
Почему многие артисты театра идут играть в кино? Это стремление к успеху, славе или возможность открыть себя в новом амплуа?
«Кино – это, прежде всего, деньги и узнаваемость. Для меня кино помимо прочего является более близким к жизни, чем театр. В театре много условностей, хотя и есть реквизит. В кино для меня больше подробностей и возможностей, можно делать то, что невозможно в театре, например там можно стрелять, ездить на лошадях, экшн-сцены и т.д В кино все детально: локации, съемки на туре и атмосфера».
Как вы относитесь к критике?
«Конечно, всегда есть переживания, что игра не понравится зрителю, но это было больше в начале моего профессионального пути. Сейчас я понимаю, что это процесс, в котором можно исправлять свои ошибки. Однако, все субъективно, кому-то игра может понравиться, а кому-то — нет. Невозможно угодить всем. Но это очень трепетный момент, который требует заглушить переживания и эмоции. Они все же подталкивают к чему-то хорошему. Самое страшное для меня – выйти на сцену пустым как «белый лист», не понимая, что делать дальше и зачем. Было такое однажды, но я никогда не хочу возвращаться к этому чувству. Также случается, что на сцене возникает непредвиденная ситуация, и самое главное в такой момент – не растеряться и симпровизировать в рамках авторского замысла, сохраняя стилистику и атмосферу произведения».
Что для вас важнее: слава или творческий процесс?
«Успех в голом виде — когда ты достиг цели и понимаешь, что многие тебя не любят, а отношения с коллегами натянутые ничего не стоит. По этому поводу Алексей Балабанов сказал очень верно: нужно найти «своих» и успокоиться. Моя цель – окончательно найти такое окружение, где будут люди с кем мне комфортно работать на сцене и в кино, где будет приятный процесс. Я на пути к этому. И если это все будет, то будет энергия, признание, достаток, потому что это взаимосвязанный процесс. Я за то, чтобы меня уважали как профессионала, без всякого лукавства, я готов не покорить саму вершину, но по пути к ней обрасти аудиторией, которые любят и ценят мое творчество, мою личность».
С какими киноржиссерами вы бы хотели поработать?
«С Сергеем Урсуляком.. Мне бы хотелось попасть к нему на главную роль и сыграть какую-нибудь историческую личность».
Какие постулаты, которые вам привил Всеволод Николаевич?
«Да, Всеволод Николаевич для нас не просто учитель, режиссер и художественный руководитель, но и верный друг. В работе он один, а в жизни – другой. К нему можно обратиться с любым вопросом, касающимся личной жизни или любой другой проблемы, и он, благодаря своему жизненному опыту, очень точно подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Главный принцип, которому он нас учил: на сцене нужно уметь слушать, думать и любить. Еще один важный принцип: когда вы репетируете, вы должны быть полностью включены в процесс, наполнены и внимательны, с чувством здоровой ответственности за свою работу. В процессе обучения были переломные моменты, когда наш мастер помогал нам и поддерживал нас. В плане профессионального роста он учил отмечать те моменты, которые у нас получаются в игре. Я стараюсь запомнить и зафиксировать свои ощущения, которые я чувствую в момент и то, как это энергетически отражается на моем существовании на сцене. Эти «винтики» я складываю в свою актерскую копилку».
Автор статьи: Чешко Алиса
Автор фото: Московский театр-студия Всеволода Шиловского
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.