30 сентября в театре «Практика» состоялся авангардный спектакль «Кровоизлияния в МОСХ» Юрия Печенежского по документальной пьесе драматурга Алексея Житковского. В основе премьеры театрального сезона 2023-2024 лежит скандальный визит секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на выставку «30 лет МОСХа». 1 декабря 1962-го года стало точкой невозврата для деятелей культуры и искусства, лишив молодых авторов по всей стране свободы творчества. Отныне авангардисты вслед за своими работами было объявлены вне закона и были вынуждены уйти в «подполье».
Действие начинается задолго до пролога, добрых 15 минут, пока зрители занимают свои места, Эрнст Неизвестный трудится над своим детищем. Автор бережно лепит скульптуру атомного взрыва, с опаской поглядывая в зал. В ожидании осуждения и непринятия современного творчества, знаменитый скульптор претворяет чудовищное явление в жизнь таким, как он его видит. Мастер занят работой, несмотря на создание материального продукта, Неизвестный занят духовным делом. Ведь мысль нельзя потрогать, как объект, какой бы прекрасной она не была, без замысла она – ничто.
Домашняя, уютная обстановка резко меняется. С появлением «партийного товарища»: в галстуке, выбеленной рубашке, заправленной в брюки пропадает камерность и душевность мастерской. С монологом и грибоедовских «судьях» Н. С. Хрущев (Николай Ковбас) врывается в выставочные залы и готовится выдворять из Советского Союза граждан за их видение искусства. «Кто у нас главный судья: читатель, зритель, народ», – звучит из уст главы государства.
Тревожная, атмосфера уничижительной для современных художников выставки контрастирует с самым радостным событием года – «Голубым огоньком» спустя всего месяц после разгромного визита генсека в «Новый Манеж». Зрителю открывается праздничная картина с прекрасными девушками в пестрых платьях, статными молодыми людьми в костюмах, наряженной елки и ожиданием новогоднего чуда. Казалось бы, как связаны между собой два настолько разных по настроению, но схожих по значению для государства мероприятия? Не сочетаемые друг с другом номенклатурное торжество и ревизия в творческой среде сплетаются в единый образ неоднозначного лидера.
Провожая «замечательный, трудовой 1962-ой год», герои произносят патриотические, пропагандистские лозунги, развешивают советские плакаты и возносят на елку красную звезду. Кто только не поблагодарил величественного, любимого народом генсека: колоритный старший Чабан овцесовхоз, генеральный конструктор Андрей Туполев и даже колхозница с букетом кукурузы.
Исторический эпос рисует строительство коммунизма и устранения всех «бесов» на его пути. Душещипательные монологи художников, чьи жизни разделились на до и после из-за некомпетентности генсека страны и активной «работы» его окружения.
Монолог Владимира Янкилевского (Константин Бобков) в полутьме навевает гнетущее ощущение грусти и тоски по Родине. Вынужденный уехать в чужой мир капитализма, русский сердцем художник остается навеки оторван от дома. Лучшие выставки в Париже Милане и Нью-Йорке не могут заменить ему родной среды.
Из уст Эрнста Неизвестного (Олег Сапиро) звучат риторические строки: «Почему я должен уезжать? Я не для этого воевал на фронте, чтобы покинуть Советский Союз». Генсек лезвием прошелся по молодым сердцам и работам авангардистов, чьи произведения глава государства нарекает «мазней» и «ослиным искусством», позволяя себе унижать достоинство художников и распуская руки.
Вера Преображенская (Софья Петрова), Лидия (Алина Рачковская) и Юло Соостер (Родион Долгирев), Борис Жутковский (Алексей Пучков) творили так, как они чувствовали, и не стремились создавать прокоммунистические работы на массовую публику. Не боясь быть непонятыми, они пробовали новое, играя формами, смыслами и техниками. Однако для политического лидера они оставались лишь «врагами пидерастами».
От этого беседа приглашенных на «Голубой огонек», обменивающихся народными достижениями в строительстве советского коммунизма, становится еще более комичной. Каждый человек в зале – полноправный участник разговора, сквозь зубы благословляющего главу государства.
Каждая история – это документ и ценное доказательство того, какой была страна, которую застало только старшее поколение. Ту самую грань, тот рубеж между счастливыми фигуративными буднями народа и экспериментальными абстрактными формами авангардистов, «сегодняшним» и «вчерашним» как раз и стирает режиссер.
Каждый непонятый автор достоин уважения и вместе с тем сочувствия, каждый — маленькая веточка на огромном творческом древе, но рассмотреть эти ветви за внешним колыханием громадной кроны не представляется возможным. Все размышления о судьбах художников происходят постфактум, но при этом сохраняя документальный характер. Полет фантазии режиссера ограничивается письмами авангардистов, их комментариями и выдержками из СМИ, освещавших события 1962-го года.
Мнения и оценки участников выставки и приближенных к генсеку изначально противоречили. Кто-то уверен, что в мной произошедшему – некомпетентность главы государства в искусстве, приправленная скверным характером. Другие считают, что появление Н. С. Хрущева на выставке абстрактных, не вписывающихся в общепринятые рамки работ, стало провокацией, заготовленной приближенными к генсеку. Тем не менее, сложив полномочия, глава государства принес художникам извинения, а памятник ему изготовил сам Эрнст Неизвестный. Как Н. С. Хрущев обличал скульптура как сочетающего в себе «ангела и демона», так и облик самого автора высказывания оказался черно-белым пазлом.
Многотрудный спектакль завершает эффектный выход «ангелоподобной» Мерилин Монро. Нежным голосом и лучезарным улыбкой актриса и певица буквально гасит ярость и злость внутри генсека и обращается к сердцу каждого зрителя: «Kiss!».
Зональное деление происходит не только на сцене: просторное, оформленное в стиле минимализма фойе вызывает желание у гостей пройти дальше, в мир театральных экспериментов. Приобрести билеты на ближайшие даты можно на официальном сайте открытого театрального пространства «Практика».
Автор текста: Елена Якушева
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.