Во время празднования 89-го дня рождения актёр заявил, что отмерил себе 117 лет жизни. При этом Александр Анатольевич отметил, что 116 лет для него мало, а 118 — уже перебор. Увы, бессменным оптимистическим прогнозам Александра Ширвиндта было не суждено сбыться.Любовь к театру и кино актер пронес через всю жизнь. Его не сломали ни тяжелые болезни, ни перенесенные операции. Пускай уже реже , но все же актер продолжал выходить на сцену, поддерживать коллег на премиях и премьерах.За свою творческую жизнь Александр Ширвиндт появился более чем в 50 фильмах и сыграл свыше 60 ролей на театральной сцене. Несколько поколений советских и российских граждан выросли на культовых кинокартинах с его участием.
В 1952 году актёр впервые шагнул на большую сцену Московского драматического театра им Горького, где сначала исполнял небольшие роли. Постепенно актер завоевал любовь публики, доверие режиссёров и примерял уже более серьезные образы, одной из лучших его работ стала роль Гамлета.
В свое время артист успел поработать и в московском театре Современной комедии, московском драматическом театре на Таганке, Театре на Малой Бронной и даже театрах Германии. Но по-настоящему родным для него стал Московский академический театр Сатиры. Александр Анатольевич ушел из жизни в статусе президента, ранее в 2000–2021 годах был художественным руководителем. За 54 года работы в любимом театре Ширвиндт сыграл около 30 ролей и поставил свыше 20 спектаклей.
В Театре сатиры артист впервые появился по приглашению Валентина Плучека на роль Графа Альмавивы в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и с тех пор стал душой и сердцем учреждения.
Актер тосковал по ушедшим товарищам и артистов из плеяды «великих». Он пережил с кем разделял не только сцену, но и жизнь за не пределами. У актера имелась особая телефонная книга с именами и адресами друзей и знакомых. С каждым годом, перелистывая ее страницы, Ширвиндт все больше менялся в лице, оттенок невообразимой тоски сковывал его сердце. Имена вычеркивались. Пересчитать друзей можно было уже по пальцам, но неисправимый оптимист никогда не терял веру и не опускал руки. Люди уходят, но не бесследно. Пока живы воспоминания о них, они живут в наших сердцах. В особенности Ширвиндт тосковал по Михаилу Державину, Марку Захарову и Андрею Миронову:
«Мне Миша Державин и Марк Захаров до сих пор снятся. Очень по ним тоскую, конечно. Причем сны не «ретро»: я вижу их сегодняшними, наши последние встречи. Все мои перемерли. Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел. У меня тут недавно спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон», – признавался актер.
На церемонии прощания с Михаилом Державиным Ширвиндт не скрывал своего горя и стоя у гроба обратился к ушедшему товарищу: «До свидания, друг. Скоро увидимся». Уже когда актер чувствовал, что скоро его не станет. Он чуть не боялся наступления смерти, но совершенно не готов был угасать постепенно клеточка за клеточкой:
«Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… Я красивый старик, боящийся стать беспомощным…» Вердикт был ясен – актер ставил себе один и тот же «диагноз – старость средней тяжести».
Его неизменным оружием борьбы с отчаянием оставался юмор. Навык вызывать смех, сохраняя каменное лицо, актер позаимствовал у своего кумира немого кино Бастера Китона. Манера артиста улыбаться несмотря ни на что завораживала не только друзей и коллег, но и пользовалась успехом среди зрителей. Свою склонность к постоянным печально-ироническим шуткам артист называл «эмбриональная тяга к смешному».
Пример Александра Анатольевича доказывает, что маленьких ролей в действительности не существует. Артист с большой буквы А, сыграл огромное количество второстепенных киногероев, но каждый характер пропускал через себя и делал неповторимым: псевдо-Станиславский в фильме «Приходите завтра»; Павлик, друга Лукашина, в «Иронии судьбы»; Феликс в «Еще раз про любовь»; Пианист в «Вокзале для двоих»; Аркадий, муж Сусанны, в «Самой обаятельной и привлекательной».
Несмотря на полученные государственные награды, Александр Анатольевич никогда не видел в них ничего более чем вещи. Однажды человек уходит, а вместе с ним уходят и награды. Но его наследие остаётся, артист оставил отпечаток в национальной и мировой культуре, на фильмах с участием Ширвиндта вырастают новые поколения. «Как говорила моя соседка по дому Раневская, все ордена, грамоты и звания – это похоронные принадлежности», – повторял перед камерами артист.
Очередной наградой для актера стал космический объект «Shirvindt», названный в его честь. Ширвиндт относился к этому как к очередной шутке: Соседство хорошее: Хармс, Раневская», – комментировал актер появление новой «жилплощади» за пределами планеты.
Осиротевший без своего героя последний последний спектакль Ширвиндта «Где мы» было решено убрать из репертуара. Худрук Сергей Газаров официально объявил о своем решении, как выяснилось именно Александр Анатольевич просил не показывать постановку после его смерти.
18 марта прошла церемония прощания с Александром Ширвиндтом в Московском академическом театре Сатиры. Похоронили Народного артиста на Новодевичьем кладбище.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.