Сергей Павлович Дягилев — великий русский театральный и художественный деятель. Наиболее яркое событие, ассоциирующиеся с Дягилевым — знаменитые «Русские сезоны», настоящий переворот в мире театрального искусства. Сергей Павлович в начале 20 века задался целью показать всему миру как новое, так и старое творчество российских деятелей.
Русские сезоны берут свое начало в 1906 году до того, как театральные труппы отправились в туры. Первым действием в распространении нашей культуры стало открытие выставки картин Валентина Серова, Константина Сомова, Льва Бакста, Мстислава Добужинского в Париже. Позже эти художники оформили многие балеты в рамках «Русских сезонов».
Уже через 2 года, в 1908 году состоялось первое выступление — опера «Борис Годунов», главную роль в которой сыграл Федор Шаляпин. «Русские сезоны» наиболее известны благодаря балетным постановкам, однако в первую очередь Дягилев решил показать именно оперу. Сергей Павлович загорелся желанием передать дух и настроение «подлинной Руси» и для этого он потратил много сил и времени, лично подбирая костюмы каждому актеру и тщательно прорабатывая каждую деталь.
Начиная с 1909 года «Русские сезоны» были практически полностью посвящены балету. Вышеупомянутые художники рисовали декорации для спектаклей, в которых принимали участие лучшие примы и премьеры Империи. Музыку для «сезонов» писали молодые и популярные композиторы, например, Игорь Стравинский.
Дягилев шел в ногу со временем и чувствовал, когда и где нужно менять мотивы и детали. Авангард пришел на смену модернизму, что также отразилось на деле Сергея Павловича. Тогда начался новый этап творчества в рамках «сезонов». Анна Павлова и многие другие артисты перешли в европейские театры. Дягилеву пришлось искать новую труппу.
Начиная с 1915 года «Русские сезоны» стали претерпевать трудности. Первая Мировая война наложила свой отпечаток, гастроли приходилось откладывать. Далее «сезоны» настиг экономический кризис, многие спектакли не приносили никакой прибыли. Тогда на помощь Дягилеву пришла Коко Шанель, которая пожертвовала некую сумму, а затем сама шила костюмы для артистов.
В 1929 году «сезонам» пришел конец. Сергей Павлович Дягилев скончался от обострения старой болезни.
Однако творчество Дягилева живо до сих пор. Как русские, так и иностранные культурные деятели помнят о гигантском вкладе Сергея Павловича в культуру.
В 2009 году в Санкт-Петербурге открылся ежегодный фестиваль «Дягилев. P.S.», в котором современные русские и иностранные артисты, музыканты, художники переосмысливают творчество Сергея Павловича. В 2022 году был юбилей — 150 лет со дня рождения Дягилева. Однако никто из иностранных творцов не захотел принимать участие в фестивале впервые за всю его историю.
Третьяковская галерея также решила почтить память Дягилева и в честь его юбилея организовала выставку картин и иных работ, связанных с «Русскими сезонами».
Министерство Культуры и Правительство РФ в честь Дягилева решили возродить «Русские сезоны», в рамках которых русские артисты с 2017 года успели прогастролировать по Японии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Люксембурге, Корее.
С 2003 года в Перми, где Дягилев провел детство и где находится единственный дом-музей в его честь, ежегодно проводится фестиваль, посвященный творчеству Сергея Павловича. Афиша фестиваля включает в себя оперные и балетные спектакли, постановки современного танца, изобразительное искусство, различные перформансы с использованием современных технологий и многое другое.
В этом году фестиваль длился 11 дней, с 22 июня по 2 июля. Мероприятия посетило более 22,5 тысяч зрителей, более 500 тысяч человек посмотрело трансляции. В основную программу вошли 55 мероприятий, 5 из них — премьеры, в том числе новая постановка на музыку двух сочинений Игоря Стравинского — «Персефона» и Симфония псалмов.
Про Дягилева и его дело не забывают не только отечественные любители искусства, но и западные. Заголовки многих изданий и по сей день пестрят воспоминаниями о Сергее Павловиче. Этому поспособствовал и выход книги Руперта Кристиансена «Империя Дягилева», появившаяся в магазинах осенью 2022 года. В ней автор раскрыл некоторые подробности жизни и творчества великого антрепренера. Кристенсен — балетный критик, который знает не только классические понятия, но и все сплетни творческого мира того времени.
Financial Times после выхода книги заявил, что Дягилев с премьерой «Шехерезады» в 1910 году повлиял на культуру и быт европейцев. О творчестве Сергея Павловича, «Уральского самородка» высказались также «Daily Mail», «The Guardian» и другие иностранные СМИ.
Вокруг Дягилева, как и вокруг многих творческих личностей, всегда ходило множество сплетен. Одной из самых пикантных подробностей из жизни великого антрепренера является факт того, что он был открытым гомосексуалистом. Его партнерами были в основном молодые участники балетной труппы, который быстро «вылетали» из команды за связи с женщинами. Свою нетрадиционную ориентацию Сергей Павлович объяснял неудачным опытом с девушкой, которую он нашел по совету отца в 17 лет.
Дягилев оказался человеком, который жив даже после смерти. Его творчество и личность до сих пор не дают покоя даже тем, кто родился намного позже периода деятельности великого антрепренера.
Автор: Карина Абдулазянова
Фото: интернет
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.