4 августа в «ЦСИ М’АРС» состоялась премьера спектакля Андрея Бутяева «Готическое море». Постановка стала дебютной для выпускников ГИТИСа Маши Следневой, Ромы Бордачева, Вани Семенова и ПалПалыча Приемышева. С помощью приема method acting, талантливые начинающие артисты наводят фокус зрителя на его внутренние переживания и заставляют вернуться к истокам прошлого, чтобы с уверенностью смотреть в будущее и не «сгореть» заживо в настоящем.
Притча об одиночестве скрепляется из осколков разрушенных судеб людей, не похожих, на первый взгляд, друг на друга. Их связывает одно – бездонная пропасть, в которой тонут герои изо дня в день и рискуют уйти навсегда. С серьезной, и эмоционально тяжело работы началась творческая жизнь нового коллектива «ТЕАТРА ТОВАРИЩИ». Уникальная иммерсивная постановка прошла в трех пространствах: в арт-клубе, на крыше и в зале выставки Марии Луттик «DEEP INSIDE /GHT». Экспозиции выставки развивают мысль режиссера и погружают гостей во внутренний мир одинокого человека. Команда амбициозных юных артистов вводит новые понятия в театральный мир и под аккомпанемент фортепиано Анны Емелиной дерзко заявляет о себе.
Редакция «Limetime» взяла эксклюзивное интервью у актерского состава и выяснила, чем особенно интересен синтез творчества Эдгара Аллана По и Теннесси Уильямса, и что об этом думает коллектив «товарищей»:
– Почему именно «Готическое море» стало заглавием спектакля?
– «Готическое море» – не просто красивая картинка. Каждый из нас по своему чувствует и трактует это название. Но чтобы описать пустоту и душевную бездну «Готическое море» – вполне подходящее название.
– Расскажите, с какими эмоциями вы закончили спектакль?
– Сейчас, конечно, чувствуется усталость и нужно время физически и эмоционально восстановиться, но в целом ощущения рабочие. Для нас по-настоящему важно чувствовать этот драматизм, мы в нем живем. Но по сравнению с дипломными работами, волнения было намного меньше благодаря доверию к режиссеру.
– Когда вы впервые ощутили доверие к режиссеру?
– В тот момент, когда Андрей заметил: лучшая декорация на сцене – это актер. И чем меньше всего на сцене, а актера – больше, возникло понимание, что он заинтересован не в цирковой мишуре, а в нас, как в актерах. Нас можно было нарядить, но сейчас мы обнаженные, и нам не за чем спрятаться. Так и у Ивана нет сережки или блузки, которые можно было бы поправить, в то время, как он играл женщину. Доверие фибрами души к режиссеру возникло в ответ на доверие к нам. А все вместе мы – товарищи.
– Товарищи рассказывают историю об одиночестве?
– Можно быть душой компании, но человек все равно остается одинок, и каждый знает это. Априори человек одинок и пытается заполнить пустоту в душе. Поэтому тема, которая затрагивается в произведении, намного серьезнее, чем просто товарищеское отношение.
– Что бы вы хотели сказать зрителям этой постановкой?
– Наверное, что мы все по-своему одиноки, как и герои По и Уильямса. Мы бы хотели не только зрителям, но и себе напомнить об опасности шаткой витрины, которой мы пытаемся закрыть пустоту внутри. Об этой бездне нельзя забывать, ведь именно она делает человека человеком, отличая его от зверя.
– Вы выступали в унифицированной одежде без ярких костюмов и пестрых декораций. Было ли сложнее вживаться в роль вне заданного контекста?
– Все, что мы делаем, идет изнутри, на первом плане стоит внутренняя составляющая, внешняя может быть иной. Наша задача – передать образ и эмоции, и не имеет значения, кого ты играешь, женщину или мужчину.
– С какими сложностями вы столкнулись в процессе подготовки спектакля?
Анна: Как музыкант могу сказать, главная сложность была в душе. Я не была уверена, полностью ли совпадает моя игра с мыслями и ощущениями артистов. Тон музыки во многом задает настроение и двигает актеров в ту или иную сторону. Чувствовалась ответственность, и поэтому волновалась, что от моего исполнения зависит, как сыграют актеры. Нужно было собрать образы и эмоции в единое целое, которое мы все вместе создаем на сцене.
– У всех персонажей По и Уильямса есть мечта, можно ли мечтой заполнить пустоту внутри?
– Недостаточно только мечтать и витать в облаках, нужно всегда идти вперед. Стоит задуматься, нужно ли вообще закрывать эту пустоту, вероятнее, к одиночеству нужно привыкнуть. Однако осознание приходит только по мере того, как человек взрослеет.
– В планах постановка спектакля на английском, так ли это? Будет ли она сложнее для понимания?
– Нельзя сказать, будет ли спектакль лучше или хуже, это будет уже другой спектакль, который еще больше позволит зацепить зрителя. Важно, что все произведения написаны американскими писателями, и оригинальный язык точнее может передать замысел.
– Читали ли вы во время репетиций произведения в оригинале?
Мы прочли По и Уильямса в оригинале, уверенные, что знание английского текста поможет с русским восприятием. Раскроем секрет, ожидания не оправдались. Оказалось, язык многое решает, не столько потому что слова другие, сколько на уровне подсознания и культурного кода, формирующих определенные ассоциации. Для нас это тоже необычный опыт, и интересно, как изменится восприятие со сменой языка.
Взяв комментарий у труппы, мы не могли не побеседовать непосредственно с создателем постановки Андреем Бутяевым. Режиссер рассказал об идейной составляющей произведения, скрытых смыслах «Готического моря» и сопоставил реалии прошлого и настоящего:
– Андрей, с чем связано решение соединить в единое целое произведения таких разных мировых классиков Эдгара Аллана По и Теннесси Уильямса?
– Произведения гармонично наложились одно на другое: пересеклись темный готический романтизм По и тонкий психологизм Уильямса. Они срослись настолько, что я был потрясен тем, как они дополняют друг друга и полностью раскрывают одну и ту же тему. Мы завершили постановку незаконченным рассказом «Маяк», в котором через мотив озера раскрывается разрушение и гибель, к которым в конце концов приводит одиночество.
– Какая главная задача стояла перед труппой?
– Актеры должны были передать ощущения. Их сверхзадача состояла в том, чтобы зрители почувствовали, что происходит. Им это удалось благодаря мастерству и гениальности, несмотря на юный возраст, они уже достигают европейского мирового уровня. Удивительно то, как они могут воздействовать на психологию и чувства людей. Секрет их актерского мастерства состоит именно в этой магии, которую они приносят на сцену.
– Что должен почувствовать зритель после просмотра «Готического моря» ?
– Я не стремлюсь чему-то научить или объяснить, а лишь приоткрываю зрителю дверь, а что он сможет там для себя найти мне неведомо. У каждого человека ощущения будут формироваться по-своему. Мы создали закрытое пространство, воздействующее на подсознание и затрагивающее чувства. Оно раскрывает все плохое и хорошее, что есть в каждом человеке и помогает стать ближе к самому себе через самопознание. В том числе понимания своего одиночества, которое не может зачастую найти выход. Не сразу к зрителю придет осознание увиденного. Этому предшествует долгая работа над собой, пока зритель не скажет «Я понял, о чем хотели сказать этой пьесой».
– Действие начинается и заканчивается партией фортепиано, какую роль играет музыка в постановке?
– Музыка может помочь и даже спасти зрителя от эмоций и самого себя войти в них и не разрушиться под их воздействием. Мы выстраиваем камертон психики так, чтобы она развивалась, а не разрушалась.
– Одной из локаций становится крыша театра. Как это, по-вашему, отразилось на картинке, которую увидел зритель?
– Мы сознательно выбрали несколько локаций, не ограничивая действие замкнутым пространством. Наряду с актерами, зрители, как и город, становятся частью декораций. Ощущения от постановки становятся ярче среди людей и московских крыш. При этом на фоне нет ничего лишнего, что мешало бы подумать о себе. За внешней мишурой мы боялись, что внимание от внутреннего «Я» переместилось бы на визуальные посторонние предметы.
– Современный облик столицы и ее жителей как часть произведения отсылают к неизменности ценностей и переживаний?
– Как говорил Булгаков, москвичи не изменились, изменил их только квартирный вопрос. Ничего не меняется, все людские страсти и переживания были и тысячу лет назад, и остаются сегодня. Мы рождаемся и умираем, человек остается человеком несмотря на все технологии постмодернистской жизни.
– Есть ли спасение от этого всепоглощающего одиночества?
– Разумеется есть, мы планируем помимо англоязычной версии «Готического моря» произведение о жертве, без которой не будет спасения. Собака Сильвия приносит себя в жертву, спасая от одиночества семейную пару. Мы будем продолжать воздействовать на ощущения современного человека с помощью инструментов драматического искусства, отрывая его от электронных, искусственных понятий, не дающих ему быть самим собой. Сейчас популярны цирк, стендап, сценография, искусственный интеллект, – все кроме драматического искусства. С его помощью мы показываем не поверхностное, а скрытое и отзывающееся в душе.
Автор текста: Елена Якушева
Автор фото: официальный сайт «ЦСИ М’АРС»
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.