Звезда российского балета Сергей Полунин рассказал в интервью о готовящемся балете «Мастер и Маргарита», взаимоотношениях с женой Еленой и о личных качествах артиста.
Над каким проектом вы сейчас работаете?
На данный момент — это подготовка к балету «Мастер и Маргарита», который состоится 28 сентября в 18:00 в Государственном Кремлевском Дворце. Шоу получилось непростым, его продолжительность 4 часа, поэтому сейчас у меня и моей супруги Елены, которая играет роль Маргариты, ежедневные репетиции и серьезная физическая нагрузка. Также идет работа по выстраиванию внутренней системы работы в нашей компании и попытка вывести её на новый уровень. Это целиком и полностью в руках Елены. Тут мы похожи с булгаковскими персонажами. Елена верит в меня и мою работу постановщика, как Маргарита верила в Мастера и его рукописи. Когда мы готовились к постановке балета «Мастер и Маргарита» я был не в лучшей форме после серьезной травмы, ковида и начала СВО, и был на грани все бросить. А Елена находила в себе силы не только заниматься организаторской работой, но и поддерживать меня морально и физически. Когда сходятся звезды и возникает момент создания чего-то нового, многое зависит не только от творческой и финансовой составляющей. Можно просто закопаться в поисках и сомнениях… И чтобы не застрять на этом этапе, мы арендуем театр к определенной дате, делаем рекламу и все: я вынужден прыгать со скалы, чтобы успеть подарить зрителю, который придет на спектакль, достойное шоу. Я слишком часто ходил по лезвию, но пока удача на моей стороне. Скажу честно, делать частную балетную компанию, это очень непросто, а тем более компанию, которая делает шоу в разных стилях, с разными артистами, в основе которого лежит танец.
Для вас больше важен результат или сам процесс подготовки?
Многие годы я жил только результатом и мне всегда хотелось прожить как можно быстрее до момента выступления или завершения фильма. Я ставил, казалось, невыполнимые задачи и решал их на сто процентов. Бывало, что я был вынужден совершать перелеты из одной страны в другую раз в три дня на протяжении нескольких месяцев. Параллельно искал деньги на свои проекты. Ко всему прочему, я сам занимался постановками, как хореограф и, конечно, такой ритм выматывал. Порой у меня даже двоилось в глазах от усталости… И вдруг случился ковид и все наработки, которые с таким трудом были сделаны, летят в тартарары. Тогда я просто встал на электросамокат и поехал кататься по городу. Я, вдруг, ощутил себя шестилетним мальчиком, который когда-то также мчался на велосипеде по двору без какой-либо цели просто потому, что ветер в лицо, потому что хорошо! Именно в такие моменты происходит переосмысление самого существования, ты просто получаешь удовольствие от того, что живешь, а не от завершения поставленной цели. Результат, конечно, важен, но забывать о жизни, о людях, которые тебя окружают, нельзя.
Как вы отдыхаете от такой напряженной работы?
Последнее время я нахожусь в режиме выживания и пока не могу себе позволить расслабиться. Но я уверен, что это время настанет, и я посвящу всего себя своим детям. Для меня это высшая награда, я получаю огромное удовольствие и заряд позитивной энергии.
Как вы преодолеваете сложные ситуации? Обращались ли вы за помощью к психологам?
Всегда доверяю только профессионалам. Иначе, может получиться как с плохим массажистом: можно вылечить спину и при этом повредить шею. Правильный психолог — это профессионал, который может помочь, за максимально короткий срок, улучшить твое мышление. Я общался с одним артистом в Америке, он мне делал шоу, кроме того, он помогал актерам в их профессиональном росте и работал психологом. Быть актером — это быть хорошим психологом собственного сознания. Он дал мне отличную рекомендацию, которую нужно выполнять на протяжении двадцати одного дня, именно за это время вырабатываются новые привычки. Нужно утром и вечером определять для себя десять позитивных вещей, простых и незатейливых. Обратить внимание на то, как красиво отражаются солнечные лучи в луже после дождя, как приятно дует ветер и тому подобное. У меня это сработало, мой мозг переключился на поиск позитивных, приносящих удовольствие вещей. А как преодолевать непростые ситуации? Скажу просто. Пока вы сами себя не сломаете, никто вас не сломает. Нужно быть трезвым, активным, и в окружении близких вам людей. Мне очень понравилось высказывание Мэттью Макконахи из книги «Зеленый Свет»: «В дерьмо наступает каждый, поэтому можно либо считать, что это на счастье, либо найти способ делать это пореже».
Что мотивирует вас выходить на сцену?
Я расскажу случай, который произошел в Мариуполе. Мы шли по парку и увидели на скамейке несколько женщин. Решили подойти и расспросить их о том, как им живется. Они не знали кто мы и на наш вопрос ответили просто и одновременно удивительно. Женщины в один голос сказали, что жизнь налаживается, еда есть, жильё отстраивают, единственное чего не хватает — это возможности сходить в театр или на концерт. А на тот момент был запрет на массовые мероприятия. И я подумал, это же очевидно, человеку, несмотря ни на какие проблемы, необходимы эмоции, которые он может получить только в театре. Для меня же ничего не может заменить разговор с искренним зрителем — это самая сильная эмоция. И вот в этом эмоциональном, энергетическом обмене, рождается нечто, что заставляет нас жить и любить.
Что важнее в вашей профессии: талант или стремление к успеху?
Везде, конечно, нужен баланс. Когда у человека есть талант, но нет стремления, работоспособности, он скорее всего останется лежать на диване, сетуя на то, что никто не замечает его талант. На такого человека смотришь с сожалением. Когда же у человека есть стремление, а талантом он обделен и при этом рвется на вершину изо всех сил, это выглядит смешно. Но надо сказать, я уверен, что у каждого человека есть талант, нужно только постараться найти именно свой. Как правило, то, что у человека получается лучше всего и при этом он получает удовольствие — это и есть его талант. Но без работоспособности невозможно ничего добиться.
Какие качества делают из человека плохого артиста?
Эгоизм — возвышение своего Эго, это главный враг любого артиста. Как правило он возникает тогда, когда артист не уверен в себе, эгоизм прикрывает его, не дает ранить. К сожалению, это приводит к неадекватным поступкам или высказываниям, которые никак не связаны с реальным положением дел. Мне приходилось из-за этого расставаться с талантливыми людьми, просто потому что невозможно пробить оболочку эгоизма, которую люди себе выстроили и, по сути, ослепили себя в духовном смысле. Для меня эти случаи трагичны, я вижу потенциал и вижу самообман человека, который из-за комплексов не может себе позволить творить. Тем не менее, я борюсь до конца за таких людей. Иногда получается выйти вместе на свет, а иногда человек так и остается в этом неадекватном состоянии. Еще одно страшное чувство — это зависть. Когда человек не может справиться с этим чувством — это всегда ощущается. А ведь хочется искренности, и для меня важно, когда люди внутренне хорошие и доброжелательные. А талант я вижу сразу и хочу, чтобы человек его раскрыл, даю максимальную свободу в мышлении. Помогаю только тогда, когда понимаю, что в моей помощи нуждаются. И мне не жалко для талантливого и целеустремленного артиста приоткрыть и даже распахнуть двери к еще большим возможностям. Поэтому к каждому артисту нужно находить свой подход, понимать его и, главное, чувствовать человека.
В свободное время вы предпочитаете литературу или кино?
Какие ваши любимые произведения? Художественную литературу читаю редко, все мои книги имеют отношение к работе. А вот Аудио Книгу Мэттью Макконахи Green Light («Зеленый свет») очень рекомендую послушать на ночь. Мои фильмы — фавориты: «Сердце ангела» и «Бойцовая рыбка» с Микки Рурком в главной роли, «Апокалипсис сегодня» с Мартином Шином и Марлоном Брандо, «Гнев» с Дензелом Вашингтоном, «Лицо со шрамом» — Аль Пачино. И «Сталкер» Андрея Тарковского — если поймать этот фильм в правильном настроении, то круче фильма нет. И напоследок, думаю не многие смотрели — это, очень крутая штука, сделанная Марлоном Брандо про собственную жизнь «Послушай меня, Марлон», можно смотреть, а можно и слушать. Лучших в своем деле много, но таких, которые могут поменять всю индустрию единицы. Брандо как раз был такой глыбой, изменившей актерское существование в кино. После Брандо уже было невозможно играть в кадре, нужно было в нем жить! Кроме того, он популяризировал в Америке метод Станиславского. Ну и самое гениальное — это Рик и Морти. Пересматривать не перестаю все 7 сезонов.
Чем питаетесь, чтобы поддерживать энергию?
Лучше всех, конечно же готовит моя жена Елена. Сам я вынужден был готовить в Лондоне, тут в России пока не создал условия, где хотелось самому готовить. Для танцора, я считаю, лучший ужин, это паста болоньезе. Там есть глютен, который восстанавливает мышцы и помогает усвоению белка и протеина из красного мяса или фарша, который необходим для приготовления прыжков. Так что я очень даже неплохо научился готовить болоньезе. Но мой сын, Мир, считает так же, как и я, самая вкусная паста, это паста, которую готовит Елена, у нее и в этом деле талант.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.