15 октября на Другой сцене московский Театр «Современник» принимал гостей из северной столицы. В рамках «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета представил талантливый режиссер Федор Пшеничный со спектаклем «Академия смеха» по мотивам психологической Истории японского писателя-комедиографа о поединке личности и системы. Коки Митани написал произведение в 1996 году о событиях в Японии начала сороковых.
Сыграть в пышных декорациях, дорогих костюмах и с труппой именитых артистов можно всё, что угодно. Для любого режиссера такой расклад – подарок судьбы. Но как поставить смешной спектакль на серьезную тему, на которую в мрачной комнатке рассуждают два персонажа: творец и цензор. Одно пространство, два героя, ставшие заложниками в каморке, при ближайшем рассмотрении напоминающей тюремную камеру. Действие постановки Федора Пшеничного происходит в замкнутом пространстве казенного учреждения среди старой деревянной мебели и одиноко стоящей лампы, света которой едва ли хватает для чтения рукописей. Невидимая линия разделяет сцену надвое, у каждого героя – свой угол. Однако любые границы однажды будут стерты.
Комичность ситуации ощущается первых минут диалога персонажей. Перед зрителями оказываются креативный, неуклюжий автор комедии и цензор, которому предстоит определить судьбу произведения. Рука закона честно признается: «Я начисто лишен чувства юмора», – но как же может человек, не способный смеяться, давать оценку пьесе, пропитанной шутками и смехом?
Выглаженный костюм, зачесанные, даже слишком волосы и идеально выбритые усы и борода. Он – типичный цензор: строгий, резкий, с иголочки одетый представитель власти противостоит растрепанный, угловатый драматург, на первый взгляд, нескладный и неловкий. И хотя в его движениях нет системы, для каждой идеи и мысли в его голове отводится свое место.
Актеры несмотря на разное мировосприятие и жизненное кредо своих героев, смотрятся на сцене особенно гармонично. Каждый из них органично вписывается в рамки своего мира, будь то идеология, то искусство. Но столкнувшись лицом к лицу, герои не могут избежать противостояния. Конфликт, изображенный в комедии Федора Пшеничного, нельзя назвать лишь столкновением двух разных людей. Главные персонажи постановки, в первую очередь – искусство и государство. Становится понятно, что они символически заперты среди стопок бумаг, число которых растет в геометрической прогрессии, затапливая персонажей все больше и больше.
Внешний бумажный хаос, символический брейк-данс и забег по сцене – после встречи с человеком творчества жизнь политического деятеля уже не будет прежней. «Зачем театр сейчас? Сейчас стране не до развлекаловки», – когда-то сказал цензор, однако, «Гамлет и Джульетта. Комедия» переворачивает его мировоззрение. Позитивный единичный случай оставляет надежду на будущие изменения в бездушной идеологической машине, заложниками которой становятся тысячи обычных людей.
С одной она – идеология, беспощадная машина, человеческие винтики которой крепко закручены и изменениям не подлежат. Генеральная линия решает, как жить, кому жить и зачем жить. С другой – мир театра, свободный, яркий, местами сумасшедший. Как патриот своей страны готов отдать жизнь за Родину, так настоящий творец готов умереть за свое произведение.
С обсуждения птиц начинается каждый новый диалог, неслучайно первая встреча цензора и драматурга начинается с риторического, вопроса: «Как вы относитесь к воронам». Ворона сменяют зяблики, а зябликов – легкие перышки, окутывающие драматурга. Традиционно птицы являются символом свободы, имея крылья они вольны лететь, куда им велит сердце, человек – нет. Кто-то, как герой Сергея Перегудова оказывается заперт в тесной, темной комнатушке, снизу доверху забитой никому ненужной макулатурой. Чья-то жизнь ограничена цензурой, не пропускающей даже самые достойные произведения.
Автор цепляется за каждую ниточку, лелея местами призрачную надежду, чтобы только сохранить пьесу. Ради жизни своей работы творец готов идти до конца: менять текст и персонажей до неузнаваемости, сочетая несочетаемое, приправленное идеологическим соусом. Герой Ильи Деля откровенно признается, что будет переписывать снова и снова, бросая вызов бездушной машине, сметающей всех выдающихся, неординарных личностей на отполированном пути.
Несмотря на комедийный характер постановки, действие развивается на фоне трагических событий – мир снова охватила война. Мрачные реалии не предвещают ни счастья, ни спокойствия, ни стабильности. И несмотря на это талантливый драматург своим примером доказывает, что искусству всегда будет место в человеческом сердце. В ночь перед уходом в армию, драматург пишет самую смешную комедию, которой смог растопить черствое сердце рядового цензора. Навстречу смерти творец уходит с улыбкой, говоря словами цензора: «Если умирать, то только за смородину».
Уроки режиссуры» проводится с 6 октября по 13 декабря. На главных театральных площадках Москвы проходят конкурсные показы 14 спектаклей, гостями фестиваля стали театры со всех уголков России. Фестиваль устроен по принципу биеннале: в нечетные годы в конкурсе участвуют молодые режиссеры и судят их опытные мастера, а в четные – мэтров оценивает новое поколение режиссуры.
Для начинающих авторов участие в фестивале – отличная возможность познакомить публику со своим стилем, заявить о себе на всю страну и получить грант. Для зрителей – это шанс открыть новые формы и жанры театрального искусства в интерпретации талантливых режиссеров. На биеннале возможно все: отважный полицейский Владимир Петрович в Средние века, несчастные влюбленные Гамлет и Джульетта и внеземная смородина, за которую можно отдать жизнь.
Участниками 2023 года стали новые имена отечественной режиссуры, которым предстоит формировать ландшафт русского театра в ближайшие десятилетия: Виктор Бугаков, Саша Золотовицкий, Ася Князева, Иван Комаров, Дмитрий Крестьянкин, Юрий Печенежский, Федор Пшеничный, Александра Толстошева, Сергей Тонышев и другие.
Автор текста: Елена Якушева
Фото: Виктор Васильев
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.