Святость театра на протяжение истории являлась неоспоримой. Знаменитый литературовед, критик и публицист Виссарион Белинский в 1834 г. писал: «театр – храм искусства». Но, спустя почти 200 лет грани между этичным и недопустимым стерлись. К постановке допускаются спектакли, которые человек прошлых эпох не смог бы смотреть без омерзения и трепета в душе. Тем не менее, среди и наших современников осталось большое количество театральных консерваторов. Их неприятие современной риторики искусства нередко выливается в скандалы. Сегодня вспомним некоторые из них.
Хрестоматийный сюжет на эротический лад
Режиссер спектакля «Руслан и Людмила» перед премьерой предупредил: «сказок» не ждите, детей в театр не берите. Дмитрий Черняков радикально переиначил сюжет. Салон Наины превратился в бордель, а сады Черномора в салон специальных услуг.
Громче всего обсуждалась сцена с массажем Людмилы, который перерос в эротические игры. В финале Руслана просыпается не от прикосновения кольца, а от внутривенной инъекции, после чего начинает содрогаться в конвульсиях.
«Передозировка?» — возмущенно выкрикнул один из зрителей.
Светлана Воронина решила не обходиться лишь криками: москвичка подала иск в Тверской суд и потребовала выплатить компенсацию в размере 1 млн рублей за «моральный ущерб». Суд иск отклонил.
Одну из главных ролей отказалась исполнять народная артистка СССР Елена Образцова. «Моя художественная душа не приняла такую трактовку» — прокомментировала актриса.
Антицерковный скандал
В 2012 году албанский режиссер Лаэртес Василиу представил свою постановку американской пьесы «Тело Христово». В ней Иисус и его 12 апостолов изображены гомосексуалистами, которые проживают в американском штате Техас.
Бурю возмущения богохульная постановка вызвала не только у верующих христианской церкви: бунт подняли и представители неонацистской партии «Золотой рассвет». Перед началом показа у театра «Хитирио» собралось около трехсот человек. Чтобы разогнать протест полиция применила слезоточивый газ.
На следующий день у театра собрались уже сторонники постановки: около двухсот человек выступили с мнением, что действия последователей церкви являются нарушением свободы слова.
«Спиритический» щелкунчик
В январе 2017 года на премьере оперы «Рождество» Игорь Зеленский презентовал миру свой балет «Щелкунчик». Этот балет от разных постановщиков жители сибирской столицы смотрели уже на протяжение более 70 лет.
На премьере присутствовал и Митрополит новосибирский Тихон. Его смутила сцена общения Маши с Щелкунчиком, которую он назвал «спиритическим сеансом» с женихом-оборотнем.
Новосибирская митрополия поддержала Тихона. На сторону спектакля встали директора Большого театра Владимир Урин и Анастасия Волочкова. О случившемся писали и во многих зарубежных газетах: Washington Post, New York Times и др.
Спустя некоторое время руководство театра заявило, что со второй половины года будет идти новая версия балета. Ее и показывают в НОВАТе по сей день.
Забракован до премьеры
Режиссер Марио Филип Аццопарди на протяжение нескольких лет пытался поставить на сцене свой сюжет, посвященный мальтийской журналистке и политическому обозревателю Дафне Галиции, которая была убита в 2017 году. В конце 2021 года началась подготовка к премьере.
За несколько дней до премьеры сценарий попал в руки журналисту и политическому деятелю Мануэлю Делия. Мануэль хороший друг и последователь взглядов Дафны. Прочтя сценарий, он счел его абсолютно безграмотным и порочащим память мальтийской журналистки.
«Написано ужасно плохо и поверхностно. Сценарий плох, потому что он злобный, полный ненависти и насилия» — написал журналист в своем блоге.
Главным героем спектакля является мертвая мать четырех детей. Она решает проучить своих детей, передав все наследство их няне и уборщице дома, а не им. Одна из её дочерей, по сюжету – Дафна Галиция.
Народная героиня Мальты, борец с коррупцией показана жестоким и черствым человеком. В одном из эпизодов её героиня говорит:
«Пусть ваши дети умрут от рака. Везде мошенники, которых вы видите. Безвыходное положение».
Режиссер пытался выйти из воды сухим. Он неоднократно заявлял, что этот спектакль – сатирическая работа, а в сатире «нет ничего сакрального». Тем не менее, сначала выступление было перенесено, а позже и вовсе отменено.
Оскорбление ветеранов
Молодой драматург Ринат Ташимов написал пьесу «Первый хлеб», основанную на своих воспоминаниях. Тема произведения – неспособность современных молодых людей найти жизненный ориентир. Выход из этого «тупика» они находят на фронте. Там все просто: одни – плохие, другие – хорошие.
Скандал произвел фрагмент с монологом заслуженной артистки РФ Лии Ахеджаковой. Её героиня тяжело переживает уход внука на войну. Пьяная, она приходит на кладбище, где похоронен её муж, прошедший Великую Отечественную войну. Героиня ругается матом на ветерана и задается вопросом «почему мирное время так и не наступило».
Большое количество критиков посчитали, что монолог призван оскорбить ветеранов, и принизить их заслуги в великой победе. Некоторые критики уличили пьесу и в пропаганде ЛГБТ: в постановке присутствует сцена поцелуя двух мужчин.
Вмешались и силовые структуры: в театр приезжал следственный комитет с целью допроса Лии Ахеджаковой.
Спектакль не перестал ездить с гастролями после скандала. Провокационные сцены убрали или завуалировали.
Секс-сцена перед детьми
Швейцарский режиссер Мило Рау написал свою очередную пьесу «Агнец божий» в феврале 2018. В ней он превращает библейских героев в современных людей. Спектакль ставился в Бельгии, которую режиссер хвалил за открытость, отметив, что в других странах выступать с пьесой было бы сложнее.
Действие открывается сценой совокупления Адама и Евы в центре зала. За этим наблюдают дети 8–10 лет, сидящие за актерами. Хвалясь натуральностью своей постановки, режиссер отмечает, что секс – настоящий, а не разыгранный.
В другой сцене актер-пастух стрижет на сцене овцу, попутно пиная и оскорбляя её. Параллельно на экране шло видео со скотобойни, на котором забивают ягненка. Мило Рау отмечает, что такие «шокирующие» сцены являются метафорой человеческой жизни: мы заботимся только о близких, а остальными пренебрегаем.
Также, эпизодическую роль получила женщина, чей сын был бойцом ИГИЛ*.
* — террористическая организация, деятельность которой на территории России запрещена.
После премьеры режиссер высказал свое желание поставить пьесу в иракском городе Мосул. Примет ли такой сюжет мусульманский зритель – большой вопрос.
В статье представлена лишь малая часть скандальных постановок последних лет. Подобная «открытость» присуща не только театру. Толерантность, уменьшение границ дозволенного становится лозунгом современного общественного движения. Возможно, скоро это войдет в норму для каждого.
Традиции не должны препятствовать развитию культуры. Тем не менее, важно их помнить, чтить и уважать.
Автор статьи: Глеб Крылов
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.