13 ноября в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина состоялся открытый мастер-класс заслуженной артистки России Елизаветы Боярской. Темой встречи стал творческий метод художественного руководителя «Малого драматического театра — театра Европы» Льва Додина. В ходе беседы Елизавета поделилась со зрителями историей своего поступления на курс известного мастера и особенностями репетиционного процесса в МДТ.
«Я поступала в 16 лет в театральную академию отчасти, потому что я просто не знала, чем я хочу заниматься. Я понимала, что это что-то творческое, поскольку я уже знала два иностранных языка, увлекалась историей, литературой, танцевала, но нужно сказать, что я не то, чтобы была сильно включена в театральную жизнь Петербурга и знала всех режиссеров, вовсе нет. И поэтому, когда я пришла на вступительные, я вообще не знала, кто такой Додин. Мне потом уже сказали, что он очень редко набирает и попасть к нему очень сложно. И я только сейчас понимаю, как мне повезло, что тогда набирал именно он и мне удалось к нему попасть», — рассказала актриса.
Елизавета Боярская считается одной из любимых учениц и актрис мастера. Она занята в 11 его постановках, где играет главные женские роли. Спектакли по произведениям Чехова, Шекспира, Достоевского, Шиллера, Гроссмана — мечта любой актрисы. Но по признанию Боярской — это и большая ответственность. Особенно, когда ты еще молод и у тебя нет достаточного жизненного опыта.
«Нашим выпускным спектаклем стала «Жизнь и судьба» по произведению Гроссмана. Что мы 18-ти летние могли знать о войне? Конечно, мало что. Безусловно, мы знали все то, что нам рассказывали в школе. Но для меня это был просто какой-то набор дат и событий без голубого понимания всей жестокости и трагичности времени. Понимая это, наши учителя стали нас напитывать информацией и ощущениями. Мы много читали мемуаров, нас возили на Ленфильм, где показывали «Хрусталев машину», мы ездили в Освенцим и в немецкие лагеря. И у нас даже была возможность заходить туда, когда не было посетителей, чтобы прочувствовать эту атмосферу. И вот так нас напитали этими ощущениями, что потом мы уже смогли что-то выдать на сцене. Поэтому с одной стороны, это большая радость, когда тебе дают такие роли, когда ты молод и тебе ничего не страшно, но с другой я бы никогда не променяла бы свой сегодняшний жизненный опыт, который мне так помогает в новых ролях. Некоторые роли я только сейчас, например, поняла, с возрастом», — отметила актриса.
Отличительной особенностью театра Льва Додина, по мнению Елизаветы, является отсутствие разделения актеров на «ведущих» и «второстепенных», а также жесткая дисциплина и субординация. Вся творческая команда действует вместе и сообща, работая на общий результат.
«У нас в театре я даже представить не могу, что кто-то как-то неуважительно поговорит с гримером, например, или опоздает на репетицию, или, не дай бог, возомнит себя звездой. В этом случае разговор будет очень коротким и далеко неприятным. Мы один организм и здесь нет «обслуживающего персонала». Мы все равны».
Еще одной характерной чертой режиссуры Додина является длительный период репетиций, в ходе которого он перебирает разный состав актеров, пробует все возможные варианты подхода к тому или иному конфликту.
«Мы сейчас играем два года уже «Братьев Карамазовых» в МДТ и много каких фестивалей посетили, но нужно сказать, что этот спектакль мы репетировали 4 года. За этот период мы перепробовали всех персонажей. Каждый репетировал и мужчин, и женщин. И Катериной Ивановной я стала только за три недели до премьеры, до этого я все время была Грушенькой. Дело в том, что в нашем театре мы долго разбираем, мы подходим к проблемам абсолютно с разных сторон. За время репетиций мы сыграли всех персонажей, мы проработали каждую запятую, и каждый раз ты находишься в таком отчаянии, тебе, как артисту хочется за что-то зацепиться, от чего-то оттолкнуться, а потом другая репетиция и ты снова карабкаешься к пониманию персонажа. И в конце концов, разобрав весь роман, мы отставили именно этих героев на сцене», — рассказала зрителями актриса.
В конце беседы Елизавета Боярская сообщила о готовящейся премьере в Малом драматическом театре. Ею станет вторая редакция легендарного спектакля «Король Лир» в постановке Льва Додина.
Автор текста: Литвинова Мария
Автор фото: пресс-служба театра
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.