21 июня Московский музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (сокращенно – МАМТ) представил три новых балета – «Ворга», «Последний сеанс» и «Класс-концерт». Мировые премьеры доверили молодым хореографам Ксении Тернавской, Павлу Глухову и Максиму Севагину.
Все работы оказались максимально контрастными. «Мы смешали абсолютно разные хореографические языки, – рассказывает 26-летний худрук балетной труппы МАМТа Максим Севагин. – У каждого собственные средства выразительности, разное восприятие мира. Непохож даже музыкальный материал: в первом балете звучит электронная музыка, во втором — современная камерная партитура, в третьем — большой оркестр и симфоническая музыка XIX века». Такая задумка позволила увидеть возможности и потенциал балетной труппы, их желание пробовать разные хореографические стили – от классики до мира contemporary dance.
Вечер премьер открыл балет «Ворга», переосмысливший мотивы русских сказок. Хореограф Ксения Тернавская пересобирает и складывает паттерны, знакомые каждому (Иван-Дурак, Змей Горыныч, Баба-Яга и т.п.), в необычную причудливую мозаику. Название спектакля, по словам Тернавской, связано со священным словарем волхвов и означает «дорога», «мудрость», в переносном смысле – «путь к гармонии».
Месседж спектакля – путь к себе, осознание собственного места через древние образы русских сказок. В танце сменяют друг друга то ритуальное действо, то яркое эмоциональное соло главного героя (восхитительная работа ведущего солиста МАМТа Иннокентия Юлдашева), то рваные и угловатые пляски кордебалета. В музыке – тягучий и назойливый эмбиент, созданный петербургским композитором и медиахудожником Константином Чистяковым, а общая художественная эстетика (сценография и костюмы Марии Утробиной) – на грани сакрального действа и техно-вечеринки.
«Последний сеанс» Павла Глухова – психологический триллер. В спектакле нет прямолинейного сюжета. В поисках разгадки мучительной тайны главная героиня (прима-балерина МАМТа, заслуженная артистка России Оксана Кардаш) попадает в лабиринт воспоминаний. Время меняет свой ход, пространство искажается и приобретает дополнительные измерения.
Хореограф Павел Глухов вместе со сценографом Анастасией Рязановой нашли удачное сценическое решение – подвижная конструкция из нескольких дверей. Двери открываются и закрываются, с их помощью можно создавать симметричные композиции или выстраивать коконом вокруг героев. Это барьер между танцовщиками, и в то же самое время символический барьер между прошлым и настоящим. Открывая одну дверь за другой, героиня попадает в прошлое. Сможет ли она понять, где иллюзия, а где реальность? Зритель оказывается на сеансе трансформации. Но что если этот сеанс – последний?
Музыку к спектаклю написала модный петербургский композитор Настасья Хрущева. Вместо огромного симфонического оркестра она выбрала всего 4 музыкальных инструмента – рояль, две скрипки и виолончель. Несмотря на малый состав, палитра эмоций огромна – музыканты под управлением дирижера Федора Безносикова создали настоящий каскад, сотканный из гнева, нежности, страха и разочарования. Музыка кинематографична – подобно фильмам Альфреда Хичкока, тревожный саспенс нарастает, ведя к неминуемой гибели. «Красота должна уязвлять», – часто повторяет Настасья Хрущёва в многочисленных интервью. В балете «Последний сеанс» так и происходит.
Заключительный спектакль вечера – «Класс-концерт» Максима Севагина на музыку двух композиторов XIX столетия – Даниэля Обера и Жоржа Оффенбаха. Здесь всё дышит эстетикой классического балетного искусства – зеркала, станок, белые пачки, трико (художник – народный артист России Владимир Арефьев). А элементы классического урока становятся основными средствами визуального воплощения спектакля. Особенно отмечу работу Константина Бинкина, художника по свету и номинанта театральной премии «Золотая маска». Мягкий и прозрачный, свет отражался в зеркалах и блестящих поверхностях, бликовал и раздваивался. Благодаря такому решению возникает удивительное ощущение пребывания в теплом и дорогом сердцу воспоминании.
По замыслу хореографа, музыке Обера отведено место для современных танцовщиков — Балерины, Премьера, корифееев и танцовщиц кордебалета. Всем им необходимо показать мастерство владения академической школой, и танцовщики блестяще справились с этой задачей. В отличной форме, они с упоением и огнем отдавались искусству танца.
Сюита Оффенбаха вдохновила Севагина на обращение к образам великой балерины прошлого Анны Павловой и не менее великого педагога и хореографа Энрико Чекетти. Па-де-де персонажей в исполнении солистов Оксаны Кардаш и Иннокентия Юлдашева вызвали настоящую бурю оваций. Оркестр под управлением народного артиста России Феликса Коробова, помогал танцовщикам, тонко и искусно исполнял романтическую музыку XIX столетия.
Вечер премьер в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко собрал именитых гостей – театральных режиссеров, актеров кино, музыкантов, художников. Был Николай Цискаридзе, возглавляющий петербургскую Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Выпускники этой балетной академии – самые желанные танцовщики для всех театров мира. Есть выпускники Академии и в труппе МАМТа.
Мировая премьера балетов «Ворга», «Последний сеанс» и «Класс-концерт» – яркое событие. Несомненно, спектакль станет репертуарным, а мы рекомендуем попасть на него. Ближайшие показы – в июле.
Автор статьи: Владимир Жалнин
Автор фото: Александр Филькин
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.