Немногие верили в возможность применения ИИ в мире искусства, наполненного чувствами, эмоциями и яркими красками. Постановка театра «МОСТ» доказывает, что в век технологий нейросети помогают искать необычные образы и формы, придавать новые значения, но только под четким руководством талантливого автора. Приложение Шедеврум стало сценографом-художником, но у руля нейросети встал бессменный режиссер-постановщик Георгий Долмазян. Для опытного автора это стал первый опыт работы с искусственным интеллектом, но Георгию Долмазяну удалось подчинить и направить компьютерные «мысли» в нужное театральное русло.
Актеры театра «МОСТ» рассказывают трогательную историю о человеческой жизни, неразрывно связанной с творчеством. Одаренным людям всегда жилось непросто, их талант позволяет создавать шедевры, но какой ценой? Художник «как старое вино расходовал себя на людей» и угасал под многочисленными взорами «равнодушных» глаз. Почитаемый самим Пабло Пикассо, автор «наивного искусства» страдал от непонимания, критики и несвободы: «Художник и есть несчастный случай, а когда счастливый случай, тогда не художник – тогда князь.»В центре повествования – пронзительные страницы последних дней жизни живописца-примитивиста Нико Пиросмани (Всеволод Гусейнов). Всего себя он посвятил искусству и стремлению к идеалу красоты и мастерства. Ценой жизни автор раскрашивает мир яркими красками и превращает безысходную реальность в непостижимую красоту.
За визуальную составляющую спектакля отвечал Шедеврум, и необходимо признать, оправдал возложенные на него обязанности. Костюмы и декорации влияют на восприятие зрителя ничуть не меньше чем авторский замысел, игра актеров и мизансцены. Георгий Долмазян описывал словами, что он хотел бы увидеть, а YandexART генерировал соответствующие запросу эскизы. Образы героев и изображения пейзажей нейросеть создавала в стилистике «наивного искусства» Нико Пиросмани. В постановке появляются и персонажи картин Валентина Серова, Кузьмы Петрова-Водкина и Леонардо Да Винчи.
Особое внимание уделяется молодости художника (Владимир Волжин). Может показаться, что юный автор слишком неспешно рассуждает о творчестве и жизни. Но именно в ранних годах мастера скрыты ответы на волнующие зрителя вопросы, в том числе история о том, как художник оказался на «празднике одиночества». Сам Нико Пиросмани снова и снова путешествует во времени, мысленно возвращаясь к своей молодости. Оттенки фонового синего цвета традиционно отсылают к веку минувшему, так же и автор думает об ушедших годах.На сцене легко читаются тонкие пластические диалоги между художником и его образами. Сразу же видна работа Владимира Беляйкина, представившего 26 октября спектакль «В поисках Беккета». В обеих постановках герои общаются не только посредством слов, свои мысли и чувства они демонстрируют в движениях. Пиросмани создает особый выдуманный мир, где соседствуют улыбчивая девочка с шаром, таинственная Ии-Харон, вечно недовольные князья и резкие критики.Мрачный, холодный чулан становится последним пристанищем гения, где он в конце концов теряет рассудок. Свое полуголодное существование художник противопоставляет праздникам и пирам на картинах. В придуманном художником мире всегда найдется место для роскошного стола и княжеского пиршества. Праздные сюжеты снова и снова проскальзывают в творчество автора, словно преследуя своего бедного создателя. В последние мгновения жизни Пиросмани навещают его герои и отпускают гневные комментарии в его адрес: «Зачем хулиганишь в моем саду?…Нико, ты плохой художник…дурак ты..зачем людей обманываешь, художник правду рисовать должен».
«Все происходит спустя» – повторяются пророческие слова автора. В почтенном возрасте мастер остается один на один со своими страхами. В конечном счете блуждающему по темному лабиринту в поисках света художнику уготована трагическая судьба. Вновь и вновь возвращаясь к своим героям, мастеру суждено раствориться в своем творчестве среди выдуманных персонажей. Ии-Харон, облачившись в белоснежный внеземной наряд, приходит за своим создателем и забирает его в иной мир. Пиросмани уходит не в пустоту, он отправляется в вечность, ведь его имя навсегда останется в истории.Единственным «живым» собеседником умирающего Пиросмани становится Кузьма Петров-Водкин, автор культовой картины «Купание красного коня». Русский художник точно также как его грузинский коллега сочетал несочетаемое и изображал мир изнутри.
Трогательная история развивается в декорациях-трансформерах, то запирающих автора в четырёх стенах, то выпускающих на волю в равнодушный, жестокий мир бездумных критиков и ворчливых дворников. Хотя композитором постановки стал Александр Климашевский, в спектакле также звучит и романтическая музыка, написанная самим Вадимом Коростылевым. Несмотря на трагический финал, мелодии не вводят в состояние отчаяния, а как и картины Пиросмани, наоборот заставляют верить в лучшее и видеть мир во всех красках.Искусственный интеллект повлиял и на драматическую составляющую постановки. Нейросеть успела проявить себя и как сценарист, создав эпилог, в котором автор пьесы Вадим Коростылев встречается с Пиросмани, продолжая лейтмотив встреч творцов и их персонажей.
Приобрести билеты на ближайшие даты, чтобы своими глазами увидеть успешную коллаборацию между автором и нейросетью, можно на официальном сайте театра «МОСТ».
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.