29 октября в библиотеке-читальне имени А. С. Пушкина состоялась премьера иммерсионного спектакля-бродилки “НеМаленькие Трагедии Пушкина”. В тот же день прошла пресс-конференция, на которой руководители театра и, по совместительству, актёры, рассказали о процессе создания спектакля.
Московский Драматический Театр имени Сергея Есенина создан в 2017 году Ярославом Шевалдовым и Анной Сардановской. Каждый спектакль театра — “другое измерение”. Создатели не повторяются в жанрах и формах своих постановок, находя вдохновение в русской и иностранной классике. В их репертуаре есть иммерсивные спектакли, проходящие в стенах исторических усадеб.
Перед пресс-конференцией москвовед Виталий Калашников провёл журналистам экскурсию по библиотеке-читальне имени А. С. Пушкина — бывшей усадьбе купцов Мухиных. Библиотека основана в 1899 году в честь столетия поэта. В интерьере здания сохранились предметы мебели и декора XVIII-XIX веков: украшенные искусственным мрамором залы, лепнина, камины и чугунные лестницы. Библиотекой руководила старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг, именно она начала формировать книжный фонд. В библиотеке хранятся книги, изданные ещё при жизни Пушкина и наиболее полное собрание его сочинений, изданное в 1930-1950-е годы. Пушкинистике посвящён отдельный читальный зал.
Жанр “НеМаленьких трагедий Пушкина” определяется как “иммерсивный ванитас”. Ванитас, изначально — жанр в живописи, предполагающий много тайных смыслов и аллегорий. Жанр предполагает игру воображения художника и зрителя, иллюзию, меняющуюся в зависимости от угла зрения.
Территория библиотеки-читальни — нетривиальная и, одновременно, идеально подходящая сцена для иммерсивного жанра. Каждая комната, в которой разворачивается действие, предлагает зрителю свою игру с пространством. Положение зрителя относительно актёров и декораций влияет на его восприятие спектакля. Глубина пространства действия, его многомерность дополняется деталями — элементами костюмов, едва заметными действиями персонажей, общением с отдельными зрителями.
“Пространство диктует свои правила — рассказывает режиссёр и художественный руководитель Ярослав Шевалдов — и ты начинаешь уже от этого пространства сочинять”.
Основные темы жанра ванитас соотносятся с “Маленькими трагедиями”. Главный мотив спектакля — “Пир во время чумы”. Болезнь не только во внешнем мире, но и во внутреннем: каждый герой страдает от своих пороков. Среди них — гнев, распутство, стяжательство и отчаяние. Завершающий эпизод спектакля, описывающий “пир во время чумы” актёры разыграли на пресс-конференции. Этот эпизод вызывает в воображении почти апокалиптическую картину всеобщей болезни.
В основе жанра трагедии стоит неразрешимый конфликт. “НеМаленькие трагедии” — размышление о двойственности гения-демиурга. Пушкин — гений, но всё ещё человек, сочетающий в себе добродетели и пороки, духовность и телесность, глобальное — искусство и локальное — личность. Конфликт духовного и земного неразрешим, добро и зло в гении дополняют и служат обоснованием друг друга. Однако по мнению авторов спектакля “гений и злодейство — вещи несовместимые”. Герои трагедий Пушкина — порождения его внутреннего мира. Он наблюдает за персонажами и сам становится героем произведений. Так поэт рефлексирует своё искусство и свою личность.
“Он как некий кукловод, который находится среди них, делает со своими персонажами что угодно” — комментирует Ярослав Шевалдов.
Спасение от “духовной чумы” авторы видят в гении. Гений Пушкина — это триумф жизни, доказательство вечности и осмысленности существования. Наиболее ярко это показано в эпизоде “Моцарт и Сальери”. Там звучит реквием Моцарта — триумф гениальности, а с ней — жизни. Однако рядом с гением всегда оказывается многоликий Мефистофель. А вопрос о его совместимости с “Фаустом” остаётся открыт.
Ритм постановки и смена настроений в ней чётко выдержаны: актёры находят время, как для шуток, так и для создания атмосферы ужаса. Эта двойственность весёлого и пугающего создаёт интересное представление творчества Пушкина.
Спектакль “НеМаленькие трагедии” будоражит зрителя романтическим мистицизмом, яркими образами и многообразием актёрского исполнения. Иммерсивное представление дарит каждому индивидуальное видение постановки. Это не только возможность насладиться искусством, но и стать его неотъемлемой частью.
Автор текста: Ирина Кузнецова
Фото: официальный сайт
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.