7 июля в галерее и арт-шоуруме «МУХА» открылась по-настоящему праздничная коллективная выставка молодых авторов «Пока без названия». Ежегодно в рамках параллельной программы IV Биеннала уличного искусства АРТМОССФЕРА при поддержке Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА студенты и выпускники художественных университетов художники выставляют свои дебютные работы.
Экспозиционное пространство, окрашенное в бело-серые тона, призвано стать чистым холстом, не отвлекающим на себя внимание. Пересекая порог еще «не оперившейся», но уже вставшей на ноги галереи, гости попадают в альтернативную реальность творческого мира искусства.
На входе посетителей встречает «Сын солнца» Ивана Чернявского, портретный набросок юноши на кристаллах, выращенных из солнечного света с использованием стекла и каолина.
- Картина «Сын солнца» Ивана Чернявского
В творческое окружение картин завлекает женское изображение «Лиза» Марии Березиной. Кураторы выставки отметили важную роль картины на выставке, так как участница коллекции «Подросток» была привезена всего за несколько дней до начала open-call’а и дополнила линейку дамских изображений. Героиня встречает гостей и молчаливо кивает в сторону библейских мозаик, читаемых между строк на дереве Борисовой Дарьи. Религиозные образы Иисуса и Божьей Матери проглядываются только с определенного расстояния.
Женские имена находят отражение и в 3D сериях «Выкройки женщины» и «Тупик» Натальи Ивановой, а также в портретах «Sellf» и «Она» Алины Буглеевой. Фигуры людей и животных Натальей вырезаны из алюминиевых и медных листов. Несмотря на статичное положение фигуры находятся в немом диалоге друг с другом, общаясь с помощью формы, поз, высоты расположения и теней. Вместе фигуры создают модель современного социума.
- Медная фигура Алины Буглеевой
Буглеева намеренно использует крупные планы, чтобы показать женские лица разных поколений. На картинах художника спрятаны QR-коды, благодаря которым гости могут в один клик перейти на сайт и узнать больше о творчестве и личности автора.
Антонина Кучис смещает оптику с человеческого на внеземное и приглашает гостей в космическую одиссею, картины которой были написаны в технике травленный штрих. «Черная дыра» и «Сингулярность» несмотря на ожидаемые темные оттенки удивляют светлыми полутонами, на которых автор линерами воссоздает вселенную.
Одной из самых необычных и в то же время привлекающих зрителей работ стало полотно Алины Хабибуллиной «Не хватает красного» Автор смешивает на холсте масло и акрил, разместив поверх зеркальные элементы. Тем самым картина становится отражением, из осколков которого каждый сможет разглядеть себя.
Кураторы проекта Анастасия Шамина и София Калинина назвали атмосферу летних выставок «особой», и хотя «совместить серии картин разных авторов – не самая легкая вещь, старания не прошли даром.» Для наибольшего взаимодействия и создания единой арт-зоны полотна перевешивались и в процессе работы выставки.
Автор триптиха на тему человеческой души Милослава Мешкова посетила торжественное открытие вместе с семьей. Выпускница изостудии «Арт-Детство», «Театрального художественно-технического колледжа» и студент Школы дизайна НИУ ВШЭ ответила на вопросы редакции «Limetime» о своем творчестве:
– Милослава, расскажите, как зародилась идея триптиха?
— Идея началась со студенческого проекта. Мой эмоциональный фон сподвиг меня задуматься о душе и внутреннем состоянии. Постепенно работа обрастала фантазийными деталями, раскрывая тему иллюзорности мира и самочувствия.
– Впоследствии какой посыл приобрел триптих о душе?
– Родился общий портрет души, как я ее себе представляю — это симбиоз различных чувств и эмоций, как позитивных, так и негативных. Душа проходит различные состояния, которые нельзя поделить на черное и белое.
– Сине-голубые оттенки пронизывают все части серии. Являются ли они символичными?
– Синий — это блюз, он подчеркивает определенную душевную индивидуальность, минор и мечтательность. Согласитесь, мы любим смотреть на ночное небо и почему-то становится и грустно, и трепетно, как в блюзе.
- Милослава Мешкова на открытии выставки
Две части линогравюр «Диптих без названия» презентовала уже опытный художник Маргарита Гущенец, с блеском выступившая на персональной выставке печатной графики «На ночь глядя» в галерее «На Каширке». Автор поделилась впечатлениями от выставки и прокомментировала свои работы:
– Маргарита, расскажите, как вы создаете свои картины?
– Я работаю в разных техниках: печатной графике, офорте (взаимодействие с металлом) и линогравюрами (гравюры на линолеуме). Для линогравюр необходимо несколько досок, для каждого цвета своя, они вырезаются специальными штихелями. Затем наносится валиком краска и делается оттиск на бумагу.
– Как родилась идея создания линогравюр?
– В моих работах нет сложного концепта, мой подход – это сублемация, созданная в тревожный период. Мне не хватало спокойствия вокруг и я решила создать в своих работах, собственный мир, который меня успокаивает и дает опору. Для меня картины стали зоной комфорта, в которой я могу выплеснуть эмоции.
– Как вы думаете, какие чувства вызовут у зрителей ваши работы?
– Как и я зрители смогут ощутить какое-то успокоение. Когда я участвовала в маркетах посетители сравнивали мое творчество с медитацией и умиротворением.
– Что для вас значит открытие выставки?
– Открытие для меня, как для художника – это, безусловно, ощущение праздника и возможность пообщаться с другими авторами. Очень символично получилось, работы художника (Александры Азовцевой), расположенные напротив моих картин, впечатлили меня. Из диалога с Александрой я поняла, что это взаимно. Здорово, что диалог случился не только у нас, но и у наших работ.
- Маргарита Гущенец с гостями выставки
Работы художника Александры Азовцевой дополнили композиционно серию Маргариты Гущенец. Александра представила прозрачные серии «Быть рядом», «Размягчение» и «Рождение смыслов» и рассказала об особенностях своих работ:
– В какой технике выполнены ваши работы?
– Вся серия выполнена акварелью, но не в классическим многослойном, а в мозаичной технике. Каждый фрагмент должен просохнуть, поэтому процесс достаточно долгий и кропотливый – минимум 5-6 часов. Четкие края персонажей очень важны не только для внешнего вида работы, но и для выражения темы истончения, проприоцепции и взаимоотношений человека с телом. Серия сосредоточена на ощущениях человека, когда он теряет на время способность переживать эмоции но сохраняет связь со своим телом. Данный подход помогает помогает сохранить четкие края персонажейи и предметов, что точнее передает замысел; используя классическую заливку передать замысел было бы гораздо сложнее.
– Какой основной посыл предоставленных вами картин?
– Начиная с 2020 года происходящие события оказались тяжелыми для многих и эмоционально люди истончались. Вследствие этого истончаения человек утрачивает способность чувстовать боль. Главный герой не хочет никого изменить или что-либо доказать, напротив, для главной героини серии работ это возможнось нежнее и более вдумчиво взаимодействать с пространством.
– Нежно-розовый оттенок и есть отражение легкого истончения?
– В этом есть и метафизический смысл и отсылки к звуковым сигналам –белого и розового шумов. На некоторых работах оттенки розового еле видны и находятся на грани полупрозрачного, приближенного к белому.
– В ваших картинах присутствуют яркие образы животных. Расскажите, какую роль они играют.
– Эти образы отсылают к фильмам Андрея Тарковского, в которых время от времени появляется собака в роли рока, пророка или иных сил. Мне близки его кинокартины и, порпуская через себя экранные образы, я вплетаю дополнительные коннотации, где орбаз собаки становится символом внутреннего зверя, первоначального отражения сущности. «Сталкер» и «Зеркало» также являются основными источниками вдохновения цветовых и стилистических решений данной серии.
– Одна из картин получила название «Посвящение Андрею Тарковскому», вы тем самым отсылаете к его творчеству?
– Безусловно, я очень благодарна Андрею Арсеньевичу за его работы, за пример того, как относиться к делу жизни, к искусству: пронзительная честность, взаимодействие с поэзией, пространством. Конечно, я еще не на том профессиональном уровне чтобы вступать в равноценный диалог с наследием Тарковского, но это невероятный стимул расти дальше и ,если получится, развивать его киноязык но в области современного искусства.
– Какие ожидания сложились у вас перед открытием?
– Познакомиться с замечательными художниками и интересными работами. Среди резидентов галереи с кем-то мы уже давно знакомы, так как учимся в ИСИ (Институте Современного Искусства), и для меня вдвойне приятно представить здесь свои работы наряду с коллегами. Уверена, авторам и зрителям здесь будет интересно, это прекрасная возможность познакомиться с талантливыми начинающими художниками и их работами.
- Александра Азовцева с посетителями выставки
На постоянной основе в арт-пространстве выставляются в рамках тиражные принты различной тематики, начиная красочными рисунками животных и комиксам о работе галереи и мастерской и заканчивая остросоциальными изображениями, такими как «Социальная дистанция» Ильи Кейса.
- Шоу-рум тиражных принтов
Музыка, расположение картин и художественное оформление создают особую атмосферу, контекстной нитью объединив разные техники и авторов. Не только гостям, но и самим авторам удается прочувствовать концептуальную и идейную взаимосвязь с коллегами.
Городская тема отзывается в серии Марии Лукиной, очертания лучших видов столиц Великобритании и России. Лондонское колесо обозрения и панорама Москвы-сити становятся не просто соседями, а одой единому мировому архитектурному достоянию.
Помимо картин гости галереи знакомятся и со смелым дизайном Вики Коган. Автор представила коллекцию пестрых шелковых платков 2023 года из коллекции «Tiger». Летние цветочные образы контрастировали с дождливым грозовым июльским вечером.
Предыдущая фотовыставка, посвященная яхтингу, не останется незамеченной. Коллажи Марины Дементьевой и шелкография Стаса Азарова, морские принты Ксении Олейник и других вдохновленных парусной стихией авторов вновь украшают залы галереи.
- Работы с выставки «Яхтинг это»
Работы не оставили равнодушными самую разношерстную публику: мэтров изобразительного искусства, начинающих художников, творческую интеллигенцию, и даже представителей юриспруденции и дизайна.
- Гости галереи «МУХА»
Экспозицию можно ежедневно с 14.00 до 22.00 увидеть в творческом пространстве «МУХА» до 6 августа. Пересекая порог еще не оперившейся, но уже вставшей на ноги галереи гости попадают в альтернативную реальность творческого мира искусства.
Автор текста: Елена Якушева
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.