14 июня в московском театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова состоялся премьерный показ новой версии балета «Свадебка» И.Ф. Стравинского. Премьера приурочена к столетию первой постановки балета в Париже в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Хореограф-постановщик Павел Глухов соединил оркестр, хор и танцовщиков в одном пространстве, а композитор Николай Попов расширил культовую композицию прологом и эпилогом.
Хореография Павла Глухова отходит от минимализма первой постановки, где хореографом выступила Бронислава Нижинская, сестра Вацлава Нижинского. Движения артистов наполнены психологизмом и экспрессией. Групповые танцы транслируют необузданную природную силу, что подчеркивают аскетичные льняные костюмы, созданные дизайнером Светланой Тегин. Они лаконичны и, казалось бы, не предназначены для танцев – длинные платья, болеро с удлиненными рукавами, просторные майки и брюки. Взаимоотношения полов раскрывает фактурная хореография Глухова: сильные мужчины с обнаженными мускулами то зрелищно поднимают расслабленные и податливые тела девушек, то танцуют с ними на равных.
Композитор Николай Попов дополнил 25-минутную композицию Стравинского прологом и эпилогом. В их исполнении задействована экспериментальная фолк-группа Hodíla ízba. Отличительной чертой стало использование компьютерных звуков и эффектов. Хаотичные, громкие, напоминающие и церковное пение, и шаманские обряды партии Попова стали органичным обрамлением для фольклорной музыки знаменитого композитора.
Вдохновением для расширенной драматургии стали герои «Грозы» Александра Островского, в первую очередь Катерина, чей образ здесь сплелся с невестой Настенькой Стравинского. Свадьба у Павла Глухова теряет архитипичную абстрактность и становится историей о жертвенности, потере женской свободы и подчинении традиции. Хор выступает в роли старшего поколения: цветастые гротескные костюмы женщин отсылают к матриархату и Кабанихе Островского, а сдержанные костюмы мужчин – к покорности Тихона Кабанова. Декорации, выбранные сценографом Ларисой Ломакиной, минималистичны и наполнены природными мотивами.
Новая постановка «Свадебки» удивляет современным подходом. Павлу Глухову удалось совместить мотивы народного танца с новаторскими решениями, которые раскрываются в финале, в зрелищной сцене танца на столе. Танцоры действуют то геометрично, будто марионетки, то пластично и легко, напоминая глину и морские волны. Традиционно религиозный ритуал наполняется языческой силой и в финале не оставляет зрителей равнодушными.
Автор рецензии: Диана Кхати
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.