21 июня на сцене «Театра Русской песни» состоялся показ спектакля «Студия 12 Никиты Михалкова» – «Визитные карточки. Цикл Метаморфозы». Постановка стала продолжением первых двух частей цикла, после просмотра знакомства с которыми становится более понятен замысел Никиты Сергеевича.
Несмотря на это, даже неподготовленному зрителю несложно догадаться, чем связаны выбранные рассказы А. П. Чехова и И. А. Бунина.
Бытует мнение, что за постановку коротких произведений в основном берутся начинающие режиссёры. Народный артист России Никита Михалков ломает этот стереотип и поражает столичную публику смелым циклом, основанном на произведениях Ивана Бунина «Визитные карточки и «Лита», а также в рассказах А. П. Чехова «Беззащитное существо», «Хористка», «Супруга» и «Враги».
Несмотря на вольный характер интерпретации классических произведений, режиссеры Вера Камышникова, Александр Коручеков и Игорь Яцко сохраняют русскую душу отечественной прозы.
Одной из особенностей искусства является его уникальность. Невозможно найти два одинаковых произведения, ни театральных, ни литературных. Но авторский стиль Чехова и Бунина читается моментально. Сатира Антона Павловича Чехова и трагизм Ивана Алексеевича Бунина с разных сторон отражают реализм жизни. Вечные темы, затронутые авторами раскрываются с предельной чувствительностью.
В документальных роликах в перерывах между мини-историями Никита Сергеевич приоткрывает занавес, показывая репетиционный процесс и рассказывая о задумке постановки. На кадрах с лекций и репетиций зритель видит совершенно другого Никиту Сергеевича. Морализаторский дух авторской телепрограммы ведущего телепрограммы «Бесогон» испаряется, и перед публикой предстает совершенно простым, без метафор и громких речей. В стороне от политики и пустой суеты рождается чистое искусство и искренняя реакция зрителя.
Хотя театр и кинематограф сливаются в постановке, на экране возникает совершенно иной образ Никиты Михалкова. Мастер раскрывается зрителю со стороны обычного человека, влюблённого в искусство своей страны. В общении с залом как и в самой постановке режиссер отбрасывает подтексты, лишние движения, декорации, чтобы сосредоточить внимание гостей на сути.
Общепринятые штампы, наигранность, пошлость остаются за пределами творческого мира Никиты Сергеевича. На сцене только истинные внутренние переживания, чувства и реакции. Мастер не боится переизбытка эмоций, только предостерегает своих учеников от переигрывания.
Эмоция зрителя – главная цель постановки. Никита Сергеевич жонглирует великими произведениями то дополняя их, то противопоставляя их друг другу. Никита Михалков предлагает зрителям прокатиться на эмоциональных американских горках. Истории сменяют друг друга не по нарастающей от менее драматического к более трагическому. Трагические сюжеты чередуются с юмористическими, заставляя прослезиться то от печали, то от смеха.
Сперва может показаться, что в историях находят отражение исключительно семейно-бытовое темы. На самом деле, в постановке поднимаются актуальные вне времени конфликты между супругами, влюбленными, врачами и пациентами и просто случайными незнакомцами.
Продолжатель Чеховского реализма И. А. Бунин считал рассказ «Враги» одним из самых знаменательных в творчестве А. П. Чехова. Пожалуй, и весь зрительный зал во время просмотра перенесенной на подмостки душещипательной истории выразил немое согласие с Иваном Алексеевичем.
По сюжету беда сводит убитого потерей маленького сына доктора Кириллова и до смерти встревоженного здоровьем жены Абогина. Только вместо сердечно больной женщины, будущие «враги» обнаруживают следы сбежавшей жены Абогина. Их объединило горе, и в то же время, именно оно превратило двух случайных людей, врача и «пациента» в оппонентов.
Антон Павлович, сам по профессии медик, понимал нечеловеческую тяжесть труда врачей и представлял картину их будней. Доктора трудятся сутки напролёт, подвергаясь нападкам публики, обвинениям в формализме и отсутствии гуманности. В ответ медики обвиняют пациентов в переходе всех мыслимых границ, покушаясь на труд, свободу, здоровье, достоинство. Так и чеховские герои, по-своему горюющие, оказываются не способны понять друг друга и вместо поддержки разбрасываются оскорблениями, ломают мебель и все вокруг. Артистам удалось передать момент утраты ожесточёнными сердцами остатков человеческого достоинства.
В результате повествование приобретает более динамичную форму и держит – пропустить через себя персонажей, слиться с ними и заставить зрителя почувствовать заданное настроение и уловить установленную реакцию. Подопечные Никиты Михалкова смотрятся на сцене весьма уверенно и спокойно, в каждой мизансцене артисты выглядят органично, создавая атмосферу конца XIX–начала XX века.
Финальной точкой метаморфозов стала постановка «Лита». Впервые за трехчасовое представление актеры демонстрируют хореографические навыки. Загадочно, весело, задорно русалки заманивают молодых хлопцев в свои сети и утягивают прямо на дно.
Заключительная часть о коварных красавицах заканчивается зажигательными плясками, народными песнями и хорошим настроением.
Автор текста: Еленан Якушева
Автор фото: пресс-служба
I haven’t checked in here for some time as I thought it was getting boring, but the last few posts are great quality so I guess I’ll add you back to my everyday bloglist. You deserve it my friend 🙂
Hello there, You’ve done an excellent job. I’ll definitely digg it and individually recommend to my friends. I’m confident they’ll be benefited from this web site.