11 мая в Театре в Хамовниках прошла авторская постановка «Неформат» Михаила Барщевского. Перед началом заслуженный юрист РФ и режиссер просит не ждать классический спектакль с красотой и грацией актеров, с отдыхом для души, за которыми обычно приходят в театр. Свою постановку он презентует как заставляющую зрителя задуматься и «поработать».
Сюжет строится на оживленном споре стареющей актрисы Ирины Александровны с ее соседом, молодым художников Михаилом. Но это только первый слой постановки – на сцену выходит сам Барщевский, герои превращаются в актеров и обсуждают, насколько убедительно сыгран спор, кого из персонажей они поддерживают. Далее свет снова гаснет и разыгрывается следующий акт, которых всего 4 – споры о семье, табу, войне и деньгах.
Отличительная черта спектакля «Неформат» — участие приглашенного гостя. В разные дни на сцену выходили продюсер Стас Намин, телеведущая Арина Шарапова и музыкант Гарик Сукачёв. 11 мая гостем стала поэтесса Лариса Рубальская. Она выходила с Барщевским на сцену в перерывах между «актами», и обсуждение превращалось в настоящее ток-шоу.
В ходе пьесы герои заигрывают с массовой культурой: Ирина Александровна и Михаил то похожи на Раскольникова и старушку-процентщицу, то на Адама и Еву-искусительницу, то на хипстера и его бабушку, обсуждающих актуальные новости. Героев сыграли Заслуженная артистка России Евдокия Германова и молодой актер Игорь Скрипко. Несмотря на разницу в возрасте и опыте, актеры смотрелись естественно, демонстрируя не только многослойную игру и импровизацию, но и таланты в танцах, пении и игре на фортепиано.
Спектакль вызывает живой интерес у зрителя, ведь каждый имеет свой взгляд на злободневные темы. Происходящее на сцене то вызывает истинное раздражение – настолько может быть неприятна точка зрения одного из героев, то наоборот может убедить и заставить поменять мнение, посмотреть на проблему с другой стороны. В то же время это смешная комедия, где имеют место шутки и анекдоты, маленькие почти клоунские репризы, и цитаты классиков.
Чтобы понять постановку, нужно уделить внимание предисловию и послесловию Барщевского. Спектакль начинается с направленного в глаза зрителей света прожекторов, чтобы они почувствовали себя актерами, пока режиссер будто зачитывает первую страницу пьесы со списком действующих лиц. Такой ход – не просто шутка или стеб над неблагодарными театралами, он настраивает зрителя на эмпатию. В финале Барщевский дает ключ к разгадке происходящего – у каждого явления или человека, как и у монеты, есть две стороны. А вот в споре мы используем в основном не факты, а свой поверхностный опыт и чужие мнения. Так истина и не родится, а вот отношения с человеком испортятся.
Автор текста: Диана Кхатри
Фото: пресс-служба театра.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.