Вы когда-нибудь задумывались каково там, на небесах. Смерть, это такая штука, о которой можно говорить часами. Как нас встретят, как нам придется отвечать за свои проступки и еще множество вопросов, на которые мы не без содрогания и холодка дискутируем, пытаемся найти ответы.
А что, если после смерти нам дается еще один шанс на спасение? Что, если мы снова можем вернуться на землю и дожить нашу жизнь или вспомнить наш главный грех?
14 февраля на сцене театра «Модерн» Шамиль Мухамедов (режиссер) покажет нам совсем неожиданную интерпретацию загробного мира в премьерном спектакле «Страсти по Торчалову».
Все мы привыкли к рассказам о ярком свете, об ангельском хорале и чувстве невесомости.
А что если ты просыпаешься, так сказать, не то в больничной палате, не то в каком-то полустанке и совершенно неожиданно понимаешь, что ты мертв. Порядки, напоминающие концлагерь: подъем в шесть часов и отбой в десять вечера; сахар, табак и заварка по талонам, и вся жизнь здесь размеренно течет по кругу Сансары. Только курсирующий по кругу трамвай иногда отвлекает от череды размеренных событий. Добравшееся до «сюда» телевидение – маленькая связь с миром живых.
Пребывание здесь по времени лимитировано, главная задача – вспомнить свой главный грех, признать его. Самое сложное — это быть честным с самим собой, не лгать себе, не искать уйму доводов, не оправдывать и не увиливать. Вспомнил – прозвенел звоночек следующего уровня. Вот здесь то и открывается дверь, озаренная светом. Не вспомнил, второй, третий и до бесконечности круг возращения в человеческую плоть для отработки кармы. В какой ипостаси будет воплощение душе станет известно на оглашении всей биографии воплощенца. Единственное что понятно, что жить страшно и больно. Но есть и невозвращенцы, те кто застрял навечно, они так сказать распорядители застрявших душ – самоубийцы. Здесь все равны. Торчалов то и дело пытается поставить всех на место, громко запугивая своей фамилией. Самым показательным моментом равенства становится сцена, где комендантша говорит, что очередь в сартир у них расписана на долго и у них в этой очереди более громкие фамилии.
Но спектакль отнюдь не про закостенелые догмы, это прекрасная трагикомедия о том, что самое главное в жизни — это время, отпущенное нам, честность с самим собою и конечно же сама жизнь. Максим Федерович Торчалов – партийный руководитель и реформатор, которые привык жить в рамках системы и по ее правилам. Он не привык никому сочувствовать, его не трогала ничья смерть, а в этом месте ему выпала роль невидимого проводника по таинствам душ своих компаньонов. Таинства душ и главный грех здесь идут рука об руку. Легким лейтмотивом звучит сожаление, сожаление о не воплотившихся надеждах, о любви, так и оставшейся мечтой и даже об убийстве другого человека. Все эти глубокие переживания зритель видит через призму переживаний героев, находящихся в этом отстойнике душ. О самом желанном и несодеянном грехе сокрушался невзначай бывший шофер, изрядно подпивший с Максимом Федоровичем. Он горевал, что не задавил подлеца, зная всю правду о его проступках, и тут звоночек прозвенел. Лиза, современница пожара 1812 года и так вожделяемая самым Пушкиным, корила себя за то, что зарубила мужика. Но как оказалось, именно она повинна в пожаре Москвы, а не французы. Звоночек прозвенел, когда она вспомнила в истерическом смехе о том, что оставила утюг полным горящими углями.
Но был там и еще один герой цареубийца, но тот все никак не мог вспомнить свой самых главный грех. Незавидный третий круг воплощения его ожидал в виде депутата-кастрата, загрызенного своей собакой.
Трибуна, комендантша, камера, вопросы, Торчалов кается во всех своих грехах, и самый главный грех — скупость на чувства, на любовь. Всю жизнь он тосковал по отвергнутой, незамеченной им любви, по тем минутам счастья, которые всю жизнь озаряли ему путь. Сцена с допросом, одна из самых проникновенных в спектакле. Лицо крупным планом, эмоции, глаза, переживания, проживание прошлого и бегущая тоска осознания невозвратности утраченных моментов. Звучащая музыка идет в унисон с переживаемыми эмоциями. Каждая нота затрагивает и оголяет чувства абсолютно всех, присутствующих в зале, будь то актеры, работники театра или зрители. Она поднимает и трепет волнения и отражает степень отчаяния, и накал страстей.
Даже искреннее покаяние и открытость в чувствах с самим собой может привести к сбою в системе.
Вуаля и ты на земле, и кажется и жив, и здоров, и как ты проживешь свои последние минуты зависит только от тебя. Но как же отчаянно все-таки хочется жить именно здесь и сейчас. Как важно быть откровенным самим собою и не идти на поводу у других людей, не слушать их советы, просто отчаянно любить эту жизнь и ответить себе на ваши вопросы вы сможете, посмотрев спектакль «Страсти по Торачалрву»
Автор текста: Тамара Мирзакуатова
Фото: Полина Королева
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.