“Человек-подушка”, Московский художественный театр им. А. П. Чехова
Мертвые свиные туши, инструменты для пыток и море крови в идеально белой комнате. Мальчик и девочка, невинные жертвы экспериментов взрослых, стремящихся к вечной и идеальной красоте – все это про “Человека-подушку”.
«Человек-подушка» – постановка по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха, которая была поставлена российским режиссером Кириллом Серебренниковым в далеком 2007 году в московском художественном театре имени Чехова. В спектакле повествуется о писателе и неизвестном маньяке, который воплощает его жуткие работы в реальность.
Даже по такому краткому описанию становится ясно, что данной постановке подойдет не каждая публика – ей нужны умные, смелые и ранимые люди, готовые вместе с героями переживать весь этот ужас. “Человеку-подушке” удалось найти такую аудиторию, так как спектакль проводится по сей день.
Несмотря на такой успех, в 2013 году, спустя 6 лет, Серебренников столкнулся с серьезным скандалом – его работа была обвинена в наличии сцен педофилии, вследствие чего следователи запросили у режиссера объяснение в письменном виде, об этом он сообщил лично в своем аккаунте в Facebook (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ).
Художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков был в недоумении из-за новостей о проверке спектакля «Человек-подушка» и обвинения в демонстрации педофилии и не хотел давать длинных комментариев по этому поводу, так как на тот момент уже 56 лет занимался театром и был уверен в своей правоте, которую всегда поддерживает правильными поступками. Он был убежден, что педофилические идеи не оттолкнут зрителей, а в состав Следственного комитета входят компетентные и профессиональные люди, которые не станут предпринимать неразумных решений, умаляющих свободу творчества.
«Принцесса и Людоед», Первый театр
В 2022 году разразился очередной скандал в культурном мире России, и на этот раз он связан с постановкой «Принцесса и Людоед», которая была показана в «Первом театре» в Новосибирске.
Идея спектакля основана на демонстрации детского воображения, которое не имеет границ и дает возможность создавать что угодно и превращать это во что угодно. С первого взгляда достаточно невинная тема, однако еще даже не успев выйти на сцену, премьера сразу же получила доносы в Министерство Культуры, которые, по слухам, дошли даже до губернатора.
Скандал начался с того, что лица обратились в Минкультуры НСО с заявлением об ЛГБТ-пропаганде в детской постановке «Принцесса и Людоед». По их мнению, исполнение мужчиной принцессы в постановке для школьников абсолютно неприемлемо и является пропагандой нетрадиционных отношений.
Первый донос появился в телеграм-канале с разными анонимными слухами про новосибирскую культуру и все, что связано с около культурными событиями. Удивительно, но в Министерстве культуры сразу отреагировали на это заявление и решили провести проверку постановки.
Павел Южаков, художественный руководитель «Первого театра», заявил, что совершенно не понимает, откуда идут корни этого скандала. Он также выразил свое недоумение, подкрепив его тем, что во времена Шекспира женщины совсем не допускались до театра, поэтому все роли исполнялись мужчинами и это никак не сексуализировалось. Кроме того, театр – это искусство, и актеры и актрисы здесь могут играть и животных, и предметы, и растения, и даже богов.
20 ноября 2022 года должен был пройти просмотр спектакля региональным министерством культуры, но в тот же день он был отменен из-за технических неполадок. В итоге, несмотря на положительную оценку театральных экспертов, 23 ноября стало известно, что скандальная постановка «Принцесса и Людоед», обвиненная в ЛГБТ-пропаганде, была снята с показа в «Первом театре».
“Тангейзер”, Новосибирский академический театр оперы и балета
Конечно же, не вставить в данную подборку культовый скандал, связанный с оперой “Тангейзер” было бы преступлением. В 2015 году мир театрального искусства России был потрясен данной постановкой в новосибирском театре, о которой знают даже за рубежом.
Данную оперу написал Рихард Вагнер еще в 1845 году, и ее главным героем непосредственно является Тангейзер – немецкий средневековый поэт и певец. Постановка затрагивает множество духовных и религиозных тем: в нем появляется фигура Иисуса Христа, а сам Тангейзер переживает грехопадение с Венерой, античной богиней.
Собственно скандал начался из-за того, что Тихон, глава Новосибирской митрополии, заявил, что постановка «унижает чувства верующих людей, оскорбляет Православную церковь и направлена на разжигание религиозной вражды», и обратился в прокуратуру, выводя конфликт на федеральный уровень.
Вся загвоздка ситуации заключается в том, что сам митрополит вовсе не видел оперу. Его критика была основана лишь на постере к постановке, где изображен Иисус между огромных женских ног. Разбираться в том, что этот плакат относятся к фильму, который внутри спектакля снимает сам герой Тангейзер, и что именно за него его изгнали из общества и подвергли остракизму, Тихон не стал.
Данный скандал привлек как сторонников, защищающих постановку, так и противников, устраивающих публичные акции для увольнения Тимофея Кулябина, режиссера “Тангейзера”. По итогу театр был временно закрыт на реконструкцию, Кулябин и Борис Мездрич, его директор, были уволены, а опера больше не появлялась на новосибирской сцене.
Автор: Эльмурзаева Милана
Фото: Интернет
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.