22 сентября в театре «Модерн» состоялся спектакль «ПЕТР I» (Петр Первый) — первый спектакль масштабной трилогии «Антихрист и Христос» Юрия Грымова.
Безостановочно-тревожное и беспощадно громкое тикание клавиши, как беспокойное движение секундомерной стрелки. Как оголенный нерв, пульсирующий на острие течения истории. Неумолимо устремленное вперёд, показывая молниеносный исход времени. И в такт, растущий посох власти в размерах и в величии в унисон правлению Петра I.
Начало.
Казнь стрельцов.
3 скорбящие женщины, бредущие сквозь повешенных. Основы основ, матери-родительницы, те, кто дают жизнь всему живому. Склоняясь от боли, на их спинах вырастают города и земли. Они словно 3 столпа — 3 слона жизни, на которых покоится русская земля. И 2 немецких mein Herr мягко приземляющихся на их спины — аллегория засилья немецкой знати при царском дворе. Просвящённая Европа на хребтине России.
Гипертрофия и символизм, ими пропитан спектакль.
Парики, гигантские парики, парики с человеческий рост, белые и черные как символ статусности и занимаемого места при дворе.
Агония, антагонизм столкновения верований и эпох, на пределе возможностей во власти буйствующей энергии, таким предстает перед нами Петр.
Каждый знаменательный этап правления Царя — то, что творит историю и то что неминуемо ведёт к его внутреннему конфликту. И его альтер эго — взывающий к совести и благоразумию.
Будучи правителем России он остаётся человеком со своими фантомными болями и внутренними сомнениями. Одно из его безусловных верований — это любовь к России, создание, процветание и укрепление. Ярко прослеживается его нетерпимость к закостенелому боярствованию, к церковному укладу и неспешному пролеживанию жизни в прохладе.
Окно в Европу, он рубил топором.. Строил корабли, как и строил город на Неве.
Но, у двигателя прогресса есть антипод. Всегда есть то, что будет его тормозить. Всегда будет, тот, кто будет сеить сомнения. Здесь, это юродивый -Варфоломей. Он как вечный посланник засеивания зерна червоточения в человеческих умах. Людская молва, что бродит по свету, и катится сквозь людей тонкой нитью осуждения. Несет ли в себе новая власть просветление иль тьму. Прав ли Пётр в насаждений новых порядков. Все новое, что насаждается в авторитарном порядке, все, что ломает издревле определение — оно страшит. И в новом витке творящейся истории видится правитель Антихристом.
Обычные люди? Люди, это орудие, то кем творится жизнь и истории. Именно по словам, действиям создается эмоциональный окрас и накал.
Человек не лишен своих пороков, будь то просто люди или монарх. Создатель новой России был им подвержен словно обычный плотник или моряк. Будь то отношения с Екатериной, со своими сподвижниками или чрезмерное излияние вином.
Непримиримость и жестокость. Отрубленная голова Вилли Монса, любовника Екатерины, заспиртованная и выставленная в назидание. Словно один из экспонатов созданной им кунсткамеры.
Но какова цена его неуемной страсти. Его кошмары, агонии, эпилептические и припадки и потеря сына. Эта боль отца, правителя — что сын никчемен и кому оставить насаждения творимые им. Триумф Петра-правителя становится поражением отца-Петра.
Гениальная игра светом. Яркий луч озаряет героев, подчеркивает значимость, выводит на первый план, то погружает сцену во тьму, иллюстрируя этим весь гнет и мрак.
Конец.
Напряжение, накал, допрос Алексашки. Его предательство любовницей прачкой Ефросиньей. Нашептывание и донос Архимандритом. Убийство сына. Гротескно огромный посох, Петр в исподней рубашке без парика и усов. Озаренный ярким лучом света, возвышаясь над зрителями, Петр взмолился, он сомневается в своем правлении, просит Господа наказать за грехи его, но спасти Россию…
Мощное исполнение Юрием Анпилоговым главной роли не оставит тени сомнения, что перед зрителем настоящий Петр I, погружая все глубже в яркую часть динамичной и кровавой истории.
Автор текста: Тамара Мирзакуатова.
Фото: пресс-служба театра «Модерн».
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.