1 апреля 2023 года в кинотеатре «Барвиха Luxury Village» состоялся специальный показ художественно-исторической картины «Тень Караваджо».
Микеланджело Меризи да Караваджо — величайший итальянский художник 17 века. Наш герой — человек контраста: он полон неумолимого таланта и в то же время он бесконечный пьяница и развратник. Гений Караваджо тесно связан с таким безнравственным образом жизни, позволившим художнику найти ту самую «правду» в некрасивой серости жизни. Караваджо не боялся изображать на холстах всё, что видел вокруг: голодных и нищих, проституток и чумных, попросту несчастных людей. Именно он положил начало реализму в живописи — при этом его работы гармонично сочетали в себе как жуткие образы «голодных» улиц, так и возвышенные мотивы библейских притч. Именно умение Караваджо видеть «свет» и божественный облик в разврате и уродстве жизни бедняков вдохновляет людей и по сей день. В 2022 году Микеле Плачидо, итальянский актер и режиссер, представил народу свой последний фильм о непростой жизни Микеланджело Меризи, о его полотнах и о непримиримом противостоянии с Римской Церковью.
Фильм Микеле Плачидо посвящен личности Микеланджело Меризи. Хоть он и был гением, его натурщицами становились проститутки и изгои, которых обычно можно было встретить в недрах римского преступного мира. Он превращал их в святых и мадонн на своих картинах, к большому неодобрению Академии и, прежде всего, Церкви. И именно решение Церкви, со всеми ее контрреформационными ценностями, исследовать жизнь и творчество Караваджо, чтобы решить его судьбу, сподвигло Плачидо и его соавторов на создание картины, детально изображающей последние годы жизни художника, проведенные между Римом и Неаполем, вплоть до необъяснимой смерти в Порто-Эрколе, в Тоскане.
На дворе — начало 17 века, и над Караваджо, которого играет Риккардо Скамарчио висит смертный приговор за убийство. Найдя убежище в Неаполе, под защитой могущественной маркизы Констанцы Колонны (Изабель Юппер), художник ожидает милости папы Римского. Последний поручает одному из своих эмиссаров (Луи Гаррелю, единственному вымышленному персонажу в фильме), Тени, провести расследование в отношении «проклятого» художника, чтобы выяснить, что скрывается за его преступными работами, и в конечном счете убедить его отказаться от своего искусства, чтобы сохранить свою жизнь.
«Я ищу правду», — настаивал художник, и, похоже, Плачидо хотел сделать то же самое со своим фильмом. Очень внимательный к декорациям и костюмам, фильм изображает грязные улицы, пыльную одежду, старинную мебель и предметы, потерявшие свой лоск. Там есть кровь и пот, плотская и человеческая сторона картин Караваджо проявляется на экране. Одной из сильных сторон фильма является демонстрация того, как аспекты реальности вошли в работы художника, как воры, бродяги и блудницы появлялись на полотнах, словно на сцене, превращаясь в вечные произведения искусства. «Тень Караваджо» — историческая драма с детально продуманными костюмами, снятая без пафосного лоска и величия, но с человеческими телами, подчеркивающими красоту реальности с ее болью и страданиями.
В тени Караваджо искусство действительно соприкасается с жизнью и становится ее естественным продолжением. Герой проводит ночь рядом с «падшими ангелами» и в своих образах отражает все их несчастья и печали в земных муках Святых. Блаженные, скопированные с реальных людей с душераздирающей судьбой, — это память о тех, кого церковь и знать считали отбросами общества. В фильме Караваджо безуспешно пытается отстоять право на неканонический образ Марии Магдалины и Мадонны — «матери всех людей», которая может спуститься с небес, чтобы разделить страдания других. Микеле Плачидо в своем изображении не оправдывает зачастую безрассудные и безумные поступки Караваджо. Режиссер впускает зрителя в ту часть жизни художника, которая «вдохновила» его на создание противоречивых шедевров.
Заканчивается же фильм знаменательной сценой встречи Караваджо с Тенью, на которой последний дает гению выбор: смерть или же отказ от искусства. «Вы просто испугались меня», — смеется Караваджо в лицо своей смерти. И подобно мятежному святому, убежденному в том, что Вселенная бесконечна, а Христос и Пресвятая Дева — люди, Караваджо также будет до последней минуты яростно отстаивать свое право показывать настоящую жизнь, показывать простую, но вечную любовь во всех ее проявлениях.
Автор статьи: Анастасия Кузьменко
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал на Дзен. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.