25 ноября в театре «Мост» состоялся спектакль «Вальпургиева ночь» режиссёра Евгения Славутина. На основной сцене театра зрители увидели пьесу, представленную в уникальном формате «немого интерактива». С одной стороны актёры напрямую не обращались к залу, но философские монологи, танцы, лирические отступления и даже анекдоты были направлены не столько коллегам, сколько публике.
Действия разворачиваются на исходе эпохи СССР, сюжет сосредоточен вокруг психлечебницы, в которую попадает главный персонаж Гуревич, страдающий от алкогольной зависимости. Идея написания пьесы родилась у Ерофеева во многом после пребывания в психиатрической больнице «Кащенко».
Евгений Иосифович стал первым, кто поставил на сцене одноимённое литературное произведение Венедикта Ерофеева. Славутин дважды ставил спектакль на сцене: первую версию одобрил сам писатель, а спустя много лет, в 2018 году состоялась вторая версия постановки, показ которой был приурочен к 80-летию со дня рождения автора пьесы. И с тех пор спектакль не покидает сцену театра, «просвещая» все больше гостей.
Постановку каждый зритель интерпретировал по-своему, творческий замысел режиссера особенно раскрывался через такие средства театрализации, как оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру и мизансцену. Помогает погрузиться в атмосферу больницы и интерьер самого театра: белоснежного, с многочисленными лестницами с декорированными решётками.
Несмотря на то, что в представлении принимали участие молодые артисты (некоторые из них только выпустились из театральной студии при театре), каждый был на своём месте и в своё время. Не было ни одного лишнего шага, звука или слова, дополняли дискуссии и монологи персонажей лирические отступления о деревне, национальных и культурных особенностях, о политике и, конечно же, об «удивительной стране России».
Фразы, сказанные на сцене становятся крылатыми: «Не знаю будет ли сегодня шабаш, но что-то точно будет». Устрашающая атмосфера Вальпургиевой ночи во многом создаётся с помощью звуковой аппаратуры. За счёт небольшого камерного зала налаживался безмолвный диалог между гостем и актёром, а раскаты грома сопровождали безумные реплики «больных», придавая им законченность и дополнительную чувствительность.
Контраст становится ещё одним сильным приёмом, рисующим картину «Вальпургиевой ночи». Больница живёт по своим внутренним законам и делится на две силы: врачей и пациентов. Пока первые усердно лечат больных с помощью насилия, грубости и унижений, «психи» в стенах холодных и безнадежных стенах палаты строят великие планы и делают прогнозы мирового развития.
Режиссёр спектакля Евгений Славутин сидел в последнем ряду и вместе со зрителями поддерживал актёров бурными овациями и неподдельными эмоциями. В одном только его взгляде читалась профессиональная и просто человеческая любовь к своему делу, постановке и всей театральной труппе.
В постановке пост-модернизм встречается с классическими принципами единства времени, места и действия. Весь сюжет развивается в декорациях психиатрической больницы, один из зрителей отметил «точность передачи наполненности данных заведений». За сутки публика проходит тяжелый путь вместе с героями: знакомится с поднаготной лечебниц и её обитателями, встречает рассвет и переживает роковую ночь с 30 апреля на 1 мая. И мало кто задумывался изначально о том, что утром наступит «первомай» – Праздник Весны и Труда.
Спектакль идёт два с половиной часа, за два антракта зрители успевают посетить кафе и поделиться впечатлениями от увиденного. Среди эмоций, вызванных постановкой, особенно выделялось смятение на лицах гостей. Настолько противоречивую и острую реакцию на поступки и мысли жителей палаты номер 3. Если в прошлом акте зрители и смеялись над острыми шутками про «рададэндраны», то после антракта улыбки сменяются печалью и обреченностью положения героев.
К началу третьего акта возникает мысль: а что если настоящие психи находятся по другую сторону больницы? Утопающие в рутине и навязанных идеологиях, они «бациллами морщатся» на непохожих на них, не вписывающихся в общую картину мира Гуревичей. В больнице обещают вылечить любые психические расстройства и особенно тех, кто «немного поэт». Каждый актёр до конца отыгрывает свой образ – казалось бы, сейчас больной уйдет на второй план и расслабится, но свой характер и энергию персонажи передают до последней минуты жизни.
Персонажа Прохорова исполнил Андрей Рогозин, известный не только своими ролями в театре, но и игрой в кино. Актёр получил награду за лучшую мужскую роль в короткометражном фильме. Евгений Панферов прошёл долгий путь от зажигательного Алехи до главного героя – человека крайностей, вдумчивого, начитанного и одновременно с этим эмоционального и дерзкого Гуревича. Противопоставленные друг другу женские образы медсестер Тамары и Натали воплотили на сцене Наталия Ларичева и Александра Кареева. Опытные актрисы театра «МОСТ» появляются в повествовании лишь несколько раз, но этих считанных минут достаточно, чтобы изобразить красоту Некрасова, которую воспевает Гуревич. Контрастирует с нежной и мечтательной музой, грубая, опошленная эпохой «медсестричка Тамарочка».
Несмотря на абсурдность, герои в диалогах цитируют мыслителей прошлого, настоящего и будущего, ставшего для нас уже реальностью. Гуревич и староста палаты Прохоров становятся своего рода предсказателями времени и того, как оно повлияет на советское и общечеловеческое будущее. Двухслойные кулисы передавали трехмерность пространству и приобретали эффект «добавочной» декорации, открывая зрителю дорогу в закулисье неоднозначной жизни, насилия больницы и трагичного финала.
После просмотра спектакля гости сошлись лишь в одном мнении: они обязательно посетят этот театр снова. Изюминкой «Моста» всегда было умение обратиться к зрителю не с чтением моральных нотаций, а междустрочное напоминание о том, как важно оставаться людьми.
Автор текста: Елена Якушева
Фото взяты с https://teatrmost.ru/
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.