В этом году ансамблю «Студия новой музыки» исполнилось 30 лет. По меркам оркестров возраст совсем еще юный. Для сравнения – Большой симфонический имени П.И. Чайковского существует 93 года, на год младше его собрат из северной столицы – Академический филармонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Значение «Студии» для современного музыкального контекста огромно: коллектив одним из первых в современной России отказался от предсказуемого классико-романтического репертуара и решился выстраивать концертные программы из экспериментальной и радикальной музыки, знакомить слушателей с актуальным искусством, а также теми произведениями, которые долгое время были не доступны из-за «железного занавеса».
Ансамбль появился в 1993 году благодаря инициативе композитора Владимира Тарнопольского (бессменный художественный руководитель коллектива), дирижера Игоря Дронова (главный дирижер «Студии») и музыковеда Александра Соколова (возглавляет Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского – один из главных музыкальных вузов страны). За 30 лет ансамбль исполнил более 1500 сочинений ведущих современных авторов, представил более 100 концертов-портретов, десятки мировых и российских премьер, междисциплинарных и экспериментальных проектов на территории академической музыки.
Знаковым событием стал приезд немецкого композитора Хельмута Лахенмана в 2013 году. По воспоминаниям очевидцев, московские газеты и журналы того времени писали об этом не иначе, как «Патриарх новой музыки едет в Москву». На Большой Никитской улице даже красовался баннер-растяжка «Хельмут Лахенман в Московской консерватории»! Сейчас трудно представить такое – иное время, да и другой тип коммуникации.
Юбилейный год «Студия новой музыки» празднует масштабно – фестиваль «Студияфест» с концертами в Московской филармонии, Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, практикумы и мастер-классы для музыкантов-исполнителей, авторитетные научные конференции, лекции и презентации учебных пособий. Издан 330-страничный буклет, в котором собраны все программы ансамбля, редкие фотографии, фрагменты рецензий, прямая речь и воспоминания исторических концертов «Студии».
Специально к 30-летию коллектива Владимир Горлинский, один из самых востребованных российских авторов, написал «Путеводитель по ансамблю. За светом» – произведение была заказано «Студией» в рамках творческой программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
«Студияфест» завершился концертом в Доме культуры «ГЭС-2» – пространстве, построенном архитектором Ренцо Пьяно, автором знаменитого Центра Помпиду в Париже, лауреатом главной в архитектурном мире Притцкеровской премии.
«Вечное возвращение» – именно так назывался финальный концерт «Студияфеста» – было приурочено к 80-летию Фараджа Караева, профессора Московской консерватории, большого друга «Студии» и автора, не вписывающегося в сухие рамки стереотипов о композиторстве. Караев выступил в роли музыкального куратора программы, собрав редкие музыкальные произведения – собственные партитуры, а также опусы коллег-композиторов – Владимира Тарнопольского, Виктора Екимовского, Александра Раскатова.
Программа концерта – интерактивный урок истории и повод вспомнить «золотое время» «Студии», то есть конец 1990-х – начало 2000-х. Современного слушателя в эпоху нейросетей и мультимедийных композиций вряд ли заинтригуют жесты, вроде игры на струнах клавесина («Путь» Раскатова), разговоров и насвистывания во время исполнения («(K)ein kleines Schauspiel» Караева) или беготни четырех перкуссионистов вокруг инструментов («Эстафета» Караева). Но, безусловно, это музыкальная эстетика своего времени, и она заслуживает уважения.
Проходивший в Актовом зале ГЭСа концерт не предусматривал аплодисментов между номерами, был выстроен как один большой театральный перформанс (режиссер – Алексей Смирнов). Это одновременно и размышление о роли художника-творца в современном мире, и приглашение к разговору о том, что музыка – это не всегда про сладостные и приятные звуки. Потерянность и опустошение, болезненность – категории, которыми музыка может говорить или даже кричать о дне сегодняшнем.
«Вечное возвращение» – название и главный тег концерта. Тон задала одноименная пьеса Виктора Екимовского для бас-кларнета, которую блестяще исполнил солист «Студии» Никита Агафонов. Подобно средневековому фольклорному герою Тилю Уленшпигелю, музыкант внезапно появлялся между номерами концерта, задорно исполнял фрагменты из композиции Екимовского. В общей сложности пьеса, полностью или частично, звучала 4 раза! Такая режиссерская назидательность считывалась скорее как ирония, чем серьезное высказывание.
Тема возвращения и ухода были спрятаны и в других партитурах концерта – особенно ярко в пьесе Владимира Тарнопольского «Сто дней одиночества» для альта с электроникой. Это и перефразированное заглавие романа Габриэля Гарсиа Маркеса, и точный учет времени, проведенного ансамблем во время пандемии COVID-19 без выступлений – композиция написана в 2020 году (единственное исключение в исторической программе концерта «Вечное возвращение»). Солист Станислав Малышев в лучших традициях драматического артиста постепенно покидал сцену – в финале мы слышим лишь звук его шагов.
Кульминацией концерта стало исполнение композиции Фараджа Караева «Посторонний». Помимо солистов «Студии» были задействованы певец Юрий Ростоцкий и Камерный хор Московской консерватории. Текст поэта-минималиста Ивана Ахметьева, опубликованный в свое время в антологии неофициальной поэзии в разделе «Непохожие стихи», может интерпретироваться по-разному – и как трагедия, и как фарс, и как абстрактные языковые конструкции в духе Сэмюэля Беккета. Маленький спектакль в интерпретации режиссера Алексея Смирнова получился одномерным. Стол композитора, пальто, клоунский нос – все эти атрибуты как будто бы мешали восприятию музыки, ее нерва и глубины. А финальное положение сочинения в программе концерта «Вечное возвращение» ставит многоточие, но не точку. И это вполне понятно – у «Студии» в этом календарном году запланировано еще несколько любопытных абонементов, концертов и творческих проектов.
Автор текста: Владимир Жалнин
Автор фото: Аня Тодич
Уважаемые читатели, также у нас есть каналы в Дзен, Телеграм и ВК. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей!
I like this web blog it’s a master piece! Glad I discovered this ohttps://69v.topn google.Blog monry