3 октября в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой состоялась премьера моноспектакля «Вертинский. Возвращение», приуроченная к 135-летию артиста. Режиссёром выступил Олег Погудин. Постановка состоит из песен Александра Вертинского, его писем и воспоминаний из биографической книги «Дорогой дальнею». Творчество артиста сопровождает Олега Погудина на протяжении 30 лет: в сольной программе «Вертинский», спектаклях «Трагический тенор эпохи», «Серебряный век» и «Ар-деко».
Тема спектакля – любовь. И пусть Вертинский в исполнении Данилы Можаева начинает спектакль с монолога о разочаровании в любви, его персонаж невозможен без этого чувства. Любовь всеобъемлюща – к женщине, к искусству и, конечно – к родине.
Данил Можаев уже сталкивался с Вертинским в спектаклях «Серебряный век» и «Ар-деко», получив множество хвалебных отзывов. Глубину и многогранность личности Вертинского сложно показать. Однако актёру это удалось: он исполнил 19 песен из репертуара артиста, найдя для них особые интонации и дополнив игрой. Данил Можаев заставил каждого зрителя поверить, что играет только для него. Вместе с актёром на сцене был Андрей Булатов, лауреат международных конкурсов, исполнявший фортепианную партию.
В спектакле не было других персонажей, но вокруг Вертинского на сцене кипела жизнь в декадентской атмосфере начала 20-го века. «Александр Вертинский – бродяга и артист, литератор, танцор танго, звезда, друг звёзд, влюблённый и разочарованный, одинокий и окружённый поклонниками» — говорит о спектакле Погудин.
Образ Вертинского противоречив. В постановке много любви, однако вся эта любовь невозможна без смерти. Тематика смерти прослеживается не только в выбранном репертуаре, но и деталях биографии Вертинского, выбранных для сюжета. Он не затрагивает возвращение Вертинского в послереволюционную Россию, появление жены и детей. Постановка охватывает, в основном, период 20-летней эмиграции. Вертинский описывает, как умирают его возлюбленные, а опыт эмиграции – смерть старого мира, смерть родины, которую он знал. Постановка заканчивается на письме Молотову, но буквального «возвращения» не происходит.
Посетить спектакль стоит, чтобы ощутить атмосферу холодного уюта декадентской эпохи.
Автор текста: Ирина Кузнецова
Ирина, ваша рецензия пробудила желание посетить спектакль, спасибо. Интересное решение режиссёра сделать почти моноспектакаль, очень заинтриговало новое прочтение судьбы Вертинского.