10 августа в «Центре Современного Искусства М’АРС» состоялось открытие долгожданной выставки медиа художника, моушен-дизайнера и арт-директора Morsonik Studio Софьи Морозиковой. В основе экспозиции – восточные метафоры о смысле жизни в художественном обличии. В переводе с японского «ики» означает жить, а «гай» – причина.
Концептуально выставка разделена на 5 зон, за каждую из которых отвечает определенный орган чувств. Постигая теорию икигай, посетители проходят путь от нуцикаши (кувшинов, наполненных ностальгическими запахами) через лесные бани, постижение «искусства маленьких шагов» и релаксацию чайной комнаты в точку соединения гармонии и буддистской устойчивости.
Презентация началась с чайной церемонии от представителя столичного чайного дома. Мастер провел гостям индивидуальные чайные церемонии и погрузил в мир гармонии и восточного спокойствия. Мы задали Илье несколько вопросов о тонкостях заваривания чая:
– Белый пион является одним из самых известных китайских сортов чая, сложно ли его собирать?
– Технология производства изысканного сорта китайского чая – бай му дань или белого пиона является одной из самых простых. Для этого листья вручную собирают с чайного куста и высушивают на солнце. При этом срывают только почки с прилежащими к ней двумя листочками. Важно осторожно укладывать их, чтобы не помять. Поэтому процессом занимаются преимущественно женщины, так как считается, что им удается более нежно аккуратно выполнять работу.
– Сколько раз нужно прогревать чай?
– Все чаи прогреваются несколько раз. Молодые листочки заваривается быстрее, более возрастные прогреваются дольше, постепенно раскрывая аромат. Листья со старых листьев ценятся больше из-за более ярко выраженных вкусовых свойств и большего запаса витаминов.
– В китайской чайной культуре много традиций. Какие есть необычные чайные ритуалы?
– Одним из известных чайных регионов считается Гуадунь. В традиционном чаепитии по-гуадунски чашечки расставляются по кругу чайной доски (чабань), а в центр ставится гайвань (специальная заварочная подставка с крышкой). Для обычного заваривания заполняют чайными листами не более 30% гайваня, в то время как местные жители заваривают целый гайвань. Как только его заливают кипятком, чай сразу же разливают по кругу. Он настаивается и имеет горьковатый привкус. Принято выпивать его сразу и затем снова разливать по чашкам. Из-за чего возникает опьяняющий эффект, который можно сравнить с опьянением от вина.
– Как по традиции заканчивается чаепитие?
– В конце чайной церемонии или чайного клуба принято переворачивать чабань. Это связано напрямую с главной обязанностью чайного мастера – следить, чтобы чабань всего была полной. Таким жестом гости сигнализируют мастеру об окончании церемонии.
Чайный клуб становится мостом в мир икигай, в котором зритель знакомится с пятью ключевыми принципами: радоваться мелочам, освободить себя, начинать с малого, быть здесь и сейчас и обрести гармонию и устойчивость.
Автор выставки провела гостям экскурс по залам и начала с эксклюзивных ароматов разлитых по нуцикаши. Они призывают радоваться мелочам и бережно хранить в памяти счастливые воспоминания. У каждого зрителя запахи ассоциируются с чем-то своим. Для одних людей – этой ароматы детства, для других – планеты, цвета и чувства.
Следующий принцип освобождения себя олицетворяет прогулка по ночному лесу. Сыграв в тишине на глюкофоне, человек может прикоснуться к творчеству и бессознательно сбросить оковы забот. Искренний порыв помогает найти верный пути в лесной чаще, мелодия укажет в каком направлении двигаться. В лесу сходятся 4 круга «что я умею?», «что мне нравится?», «что приносит мне деньги?», «что нужно людям?» и в точке их соприкосновения окажется настоящая дорога икигай.
Соседняя инсталляция «искусство маленьких шагов» отсылает к простой истине – начинать с малого даже в большом деле. В аудиогиде можно на фоне услышать «Молитву» Антуана-де-Сент-Экзюпери. Произведение французского классика доказывает, что мудрость Востока и Запада объединяется и эхом отзывается не только в икигай, но и в европейском творчестве. Когда человек не знает, с чего начать даже в сложном деле, есть выход – начинать с малого и постепенно идти вперед.
В уютной атмосфере тайной чайной комнаты посетители могут скрыться от столичной суеты и полежать на мягких пуфиках в виде камней. Здесь царит принцип здесь и и сейчас. Его отражением становится главная мудрость из мультфильма «Кунг-фу панда»: «Прошедшее – забыто. Грядущее – закрыто. Настоящее – даровано.» Зрителям открывается вид на релакс проекции водных течений и падения цветков сакуры (ханами). Как и период цветения сакуры человеческая жизнь быстротечна, и важно наслаждаться каждым моментом настоящего.
Заключительная локация позволяет ощутить себя единым целым с природой и миром вокруг. Открыть в себе внутреннюю гармонию можно благодаря световым картинам в оконных нишах. Идею медитативных практик продолжают туми иши (дословно – гора камней). Эта, на первый взгляд, детская игра открывает путь к спокойствию во время строительства башни из неправильных форм кубиков.
Следующий принцип – психологическая устойчивость. Выстроенные в 3D формате деревянные части образуют пагоду – буддистский храм. Из-за отсутствия жестких соединений он не боится ни волнений, ни землетрясений. Игра теней очерчивает на потолке иероглифы, наталкивающие на мысль не тратить впустую энергию. Вместо погружения в тревожное состояние автор проекта предлагает конструктивно помогать себе и окружающим, оставаясь внутренне устойчивым.
В зоне гармонии гостей встретила медиатор Рената Серкова. В продолжении восточной истории она провела дыхательно-голосовой перформанс, рассказав о художнице Еко Оно. Зрители объединились вокруг импровизированной пагоды и мысленно опускали дыхание, задействуя различные части тела. Методика напоминает о том, как важно бывает остановиться и глубоко вдохнуть. Рената рассказала редакции о совместной работе с автором выставки и творчестве Еко Оно:
– Как медитации связаны с творчеством художницы Еко Оно и выставкой Софьи?
– Еко Оно долго находилась в бессознательном состоянии поиска себя. Каждый человек сейчас проходит тот же путь поиска, зачастую даже не задумываясь об этом. В мире недавнего прошлого художника мы можем найти подспорье,на которое можно опереться и чей опыт использовать как для поиска верного выхода. Меня заинтересовала эта тема задолго до выставки Софьи, но именно в сочетании с ее художественным представлением икигай, неспешный и вдумчивый путь Еко Оно становится единым смысловым центром и приобретает объем.
– Что, как вам кажется, почувствует участник перформанса?
– Успокоение и умиротворение. Чаще всего человек не любит свой голос, когда, например, слышит его в записи. Но именно оно – то самое честное и открытое зеркало. Находясь наедине со своим голосом, мы видим все зажимы все зажимы, обиды и подавленные эмоции.
К концу пути зритель замыкает символичный круг, призванный побудить человека переосмыслить выбранный по жизни путь и найти дорожку к счастью. Арт-объекты отражают принцип внутренней и внешней гармонии человека и окружающего мира: общества и природы.
Посетить мультимедийную выставку в «ЦСИ М’АРС», погрузиться в мир икигай и открыть тайные смыслы человеческой жизни можно до 11 ноября.
Автор текста: Елена Якушева
Автор фото: Илья Тушев
Уважаемые читатели, теперь у нас есть канал в Телеграм. Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новостей.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.