7 ноября Театр имени Владимира Маяковского принимал на своей сцене на Сретенке Свердловский государственный академический театр драмы. В рамках Биеннале театрального искусства в столице состоялась премьера спектакля Петра Куратова «А зори здесь тихие» по мотивам одноименной повести Бориса Васильева. Произведение, опубликованное в 1969 году, впервые затронуло тему трагической судьбы женщины на войне.
История имеет свойство забываться, но подвиги навсегда остаются в памяти новых и новых поколений. С окончания Великой отечественной войны прошло 78 лет, свыше 26 миллионов советских граждан отдали жизни за свою отчизну и мирное небо над головами своих детей внуков и правнуков.
«А зори здесь тихие» – дань памяти жертвам страшного события под названием война. Повесть Бориса Васильева рассказывает о пяти храбрых девушках-зенитчицах, на хрупкие плечи которых легла невыполнимая задача – не пропустить к железной дороге 16 немецких диверсантов.
После многочисленных жалоб старшины на разгульный образ жизни солдат, в распоряжение коменданта разъезда Федора Евграфовича наконец-то поступили «непьющие и не заглядывающиеся на женщин» бойцы. Новоприбывшие вызывают у старшины растерянность и непонимание, как строить дисциплину в «здоровом коллективе, где все «не по уставу». Изо дня в день старшина приказывает «Отставить смехи» и недоумевает, как с такими солдатами ловить фрицев с автоматами.
После несчастий, постигших коменданта разъезда, герой забывает, каково это – улыбаться. Поступившие в его распоряжение совсем юные зенитчицы своим звонким смехом, веселым нравом и жизнелюбием пробуждают в затвердевшей душе командира позитивные эмоции и заставляют поверить, что все возможно. На фоне войны, когда каждый миг может стать последним, девушки радуются каждой мелочи, будто банный день, письмо от близкого человека или смешная шутка.
Казалось бы, тихое место в русской тайге. Скрытое от лишних глаз непролазное болото, легкий ветерок, колышущий ветки деревьев, умиротворяющее пение птиц. Но это лишь затишье перед смертельной бурей, выжить в которой – невозможно.
Декорациями становятся атрибуты типичного русского леса –высокие деревья, чистое озеро и топкое болото. Каждый выстрел раздается не только с ожидаемым грохотом, но и с брызгами под сапогами героинь. В их лицах несмотря на молодость читается решительность и немая ненависть к фашистам, разрушающим их жизни.
Одна за одной война лишает жизней юных защитниц Родины: Елизавета тонет в болоте, Софья, Женя и Галя гибнут от руки фашистов, а Рита понимая тяжесть ранения стреляет себе в висок. После смерти девчата снова встретятся, но звонкий смех больше не прозвенит.
Эхом разносится по залу один единственный вопрос «За что?». А дальше останется лишь тишина.
Сотни поломанных женских судеб, от которых остались лишь имена, навсегда вошедшие в историю. Безмолвно уходя, героини поворачивают деревья, на которых увековечены женские имена.
В полубреду, прошедший через смерти близких людей, еле передвигает ногами комендант Васьков. «Я принял это решение» – эхом раздаются по залу слова героя. Сам того не зная он привел пятерых молодых девушек, которые только начинали жить на верную гибель. Их больше нет – они покоятся в лесу , а вместе с ними похоронена душа Васькова.
Рита Овсянина (Ольга Мальчикова), Соня Гурвич (Татьяна Малинникова), Женя Комелькова (Юлия Костина), Галя Четвертак (Анастасия Каткова), Лиза Бричкина (Екатерина Остапенко) – не просто имена, а символы беспощадной войны, унесшей миллионы жизней.
«Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив до 4 декабря. Ознакомиться с конкурсной программой можно на официальном сайте фестиваля.
I like this web blog very much, Its a really nice billet to read and
incur information.Blog money