7 ноября Театр имени Владимира Маяковского принимал на своей сцене на Сретенке Свердловский государственный академический театр драмы. В рамках Биеннале театрального искусства в столице состоялась премьера спектакля Петра Куратова «А зори здесь тихие» по мотивам одноименной повести Бориса Васильева. Произведение, опубликованное в 1969 году, впервые затронуло тему трагической судьбы женщины на войне.
История имеет свойство забываться, но подвиги навсегда остаются в памяти новых и новых поколений. С окончания Великой отечественной войны прошло 78 лет, свыше 26 миллионов советских граждан отдали жизни за свою отчизну и мирное небо над головами своих детей внуков и правнуков.
«А зори здесь тихие» – дань памяти жертвам страшного события под названием война. Повесть Бориса Васильева рассказывает о пяти храбрых девушках-зенитчицах, на хрупкие плечи которых легла невыполнимая задача – не пропустить к железной дороге 16 немецких диверсантов.
После многочисленных жалоб старшины на разгульный образ жизни солдат, в распоряжение коменданта разъезда Федора Евграфовича наконец-то поступили «непьющие и не заглядывающиеся на женщин» бойцы. Новоприбывшие вызывают у старшины растерянность и непонимание, как строить дисциплину в «здоровом коллективе, где все «не по уставу». Изо дня в день старшина приказывает «Отставить смехи» и недоумевает, как с такими солдатами ловить фрицев с автоматами.
После несчастий, постигших коменданта разъезда, герой забывает, каково это – улыбаться. Поступившие в его распоряжение совсем юные зенитчицы своим звонким смехом, веселым нравом и жизнелюбием пробуждают в затвердевшей душе командира позитивные эмоции и заставляют поверить, что все возможно. На фоне войны, когда каждый миг может стать последним, девушки радуются каждой мелочи, будто банный день, письмо от близкого человека или смешная шутка.
![](https://xn--80aa0abgic9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/11/inar6444-kopiya-683x1024.jpg)
![](https://xn--80aa0abgic9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/11/inar6380-kopiya-1024x683.jpg)
Казалось бы, тихое место в русской тайге. Скрытое от лишних глаз непролазное болото, легкий ветерок, колышущий ветки деревьев, умиротворяющее пение птиц. Но это лишь затишье перед смертельной бурей, выжить в которой – невозможно.
Декорациями становятся атрибуты типичного русского леса –высокие деревья, чистое озеро и топкое болото. Каждый выстрел раздается не только с ожидаемым грохотом, но и с брызгами под сапогами героинь. В их лицах несмотря на молодость читается решительность и немая ненависть к фашистам, разрушающим их жизни.
Одна за одной война лишает жизней юных защитниц Родины: Елизавета тонет в болоте, Софья, Женя и Галя гибнут от руки фашистов, а Рита понимая тяжесть ранения стреляет себе в висок. После смерти девчата снова встретятся, но звонкий смех больше не прозвенит.
Эхом разносится по залу один единственный вопрос «За что?». А дальше останется лишь тишина.
Сотни поломанных женских судеб, от которых остались лишь имена, навсегда вошедшие в историю. Безмолвно уходя, героини поворачивают деревья, на которых увековечены женские имена.
В полубреду, прошедший через смерти близких людей, еле передвигает ногами комендант Васьков. «Я принял это решение» – эхом раздаются по залу слова героя. Сам того не зная он привел пятерых молодых девушек, которые только начинали жить на верную гибель. Их больше нет – они покоятся в лесу , а вместе с ними похоронена душа Васькова.
Рита Овсянина (Ольга Мальчикова), Соня Гурвич (Татьяна Малинникова), Женя Комелькова (Юлия Костина), Галя Четвертак (Анастасия Каткова), Лиза Бричкина (Екатерина Остапенко) – не просто имена, а символы беспощадной войны, унесшей миллионы жизней.
«Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив до 4 декабря. Ознакомиться с конкурсной программой можно на официальном сайте фестиваля.
I like this web blog very much, Its a really nice billet to read and
incur information.Blog money