Кто он – русский человек? В чем его сила и как ее не потерять? 19 января в Российском Академическом Театре «Русская песня» состоялся премьерный показ постановки «Бедность не порок» по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского. К 200-летнему юбилею великого драматурга театр подготовил уникальное представление с народным колоритом. Народные песни, заводные частушки, свадебные напевы, хороводы и святочные гулянья, что ещё нужно для веселья в уездном городе?
День премьеры был выбран не случайно, действие пьесы Островского разворачивается во время святок. Девушки гадают, молодые люди танцуют, а в купеческий дом Торцовых наведываются ряженые с праздничными представлениями. Когда, если не в преддверии Крещения, может случиться чудо.
Как гром среди ясного неба явился, «пристал» к семье Торцовых специалист высочайшего уровня Африкан Коршунов: «навязался, прости Господи». Хмельная дружба с бесчестным, но убедительным человеком меняет жизнь всего дома. Не без «дружеской» помощи Торцов убеждается, что одни «непросвещённые дураки» и «мужичьё» окружают господ, под стать которым лишь московская знать.
В контексте российской глубинки дорогое шампанское, английские цилиндры и сигары смотрятся неестественно и нелепо. Самобытность России, ее богатая культура, поразительная природа и широкая душа всегда отличали ее жителей и не давали стать одними из многих, безликих и пустых. Теряя связь с народом и его историей, человек теряет себя. Путь в заветную Москву для купца проложен – роскошная жизнь взамен на искалеченную судьбу дочери. Горькая «доля девичья» выпадает и единственной дочери любимого батюшки Гордея Торцова (Александр Чернявский). Хромой охотник до молоденьких девиц владелец фабрики Коршунов не прочь забрать в столицу будущего родственника после свадьбы с его юной красавицей Любой (Глафира Глазунова).
В XIX веке женщины воспитывались в патриархальных семьях и не могли самостоятельно решать свои судьбу. Не многим удавалось связать жизнь с любимым человеком. Большая же часть жила по принципу: «стерпится – слюбится», в основном, все-таки просто «стерпится».
Невзирая на бедность, «сиротливость» и боязливость Мити (Илья Ильиных), мучеников любви связывают искренние чувства. Но в лучших традициях шекспировской драмы их любовь, казалось бы, обречена. И хотя дело не в враждующих кланах, а в пропасти между их социальным положением, счастье слишком далеко. Неужели ей суждено стать женой дряхлого, болезного старика, а ему – вернуться в родную деревню ни с чем и до конца жизни вспоминать ее облик как сон?
«Любви золотом не купишь» – раздаётся эхом по залу простая истина. Роскошная столичная жизнь вдали от близких людей не смогут сделать девушку счастливой. Своё сердце она уже отдала простому парню «без рода и племени».
Внезапно товарищ и наставник Африкан Савич оказывается безнравственным мошенником и лгуном. История циклична, вчерашние доверчивые Торцовы продолжают наивно следовать за всем новым и «блестящим», а предприимчивые Коршуновы наживаться на них.
С первых минут появляется яркий образ Любима Карпыча, промотавшего целое состояние, пьяницы, брата достопочтенного Гордея Торцова. «Маленький человек», как называет себя сам Любим Торцов, обещает сыграть отменную шутку с отрекшимся от него братцем. В финале именно от него зависит судьба несчастных влюбленных. Его рассуждения о совести и бесчестии, богатстве и бедности, любви и лжи способны вывести на чистую воду даже самого отпетого мошенника.
«Бедность не порок» – наглядный пример постановки, в которой нет маленьких ролей. Сыграть можно одновременно эмоционально, но без души, показать чувства такими какими они должны быть. Притворная игра читается сразу, и оттого быстро наскучивает . Артисты спектакля не только перенесли зрителя в провинцию глазами Островского, но и сами, открыв глаза увидели не зрителей, а широкие просторы, домишки и гулянья.
Артисты, как единый организм, чувствуют коллег, без слов понимают каждый жест, каждый взгляд. Каждый актер и артист ансамбля не просто перемещается по сцене, а словно парит над ней вслед за пышными хлопьями снега и голубем, взлетающим над головами героев. Роскошные костюмы и объёмные декорации, спецэффекты и мультимедийное сопровождение сразу же бросаются в глаза.
Для артистов это одновременно и возможность лучше вжиться в роль и изобразить своего героя, и дополнительная ответственность. На фоне пёстрых нарядов, поражающей воображение светомузыки и самой Надежды Бабкиной бок о бок на одной сцене легко потеряться.
Грандиозная постановка не закончилась праздничными песнями и поклонами. Надежда Бабкина срывала шквал аплодисментов из раза в раза, стоило артистке лишь подняться на сцену. В завершении вечера худрук театра обратилась к дорогим зрителям с патриотической речью. Надежда Бабкина обратила внимание гостей на ситуацию в мире и напомнила о важности оставаться человеком, русским человеком, и несмотря на все испытания оставаться честным перед собой, своим народом и Родиной.
В этот торжественный вечер в зале были и семьи артистов, и постоянные гости, и друзья театра. В первых рядах сидели и актеры театра в том числе Татьяна Арнтгольц («Тихий Дон») со своей сестрой Ольгой.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.