Насколько хорошо вы помните, что произошло с вами год, десять лет назад или пятьдесят? Лишь самые незабываемые моменты, и те не всегда четко сохраняются в памяти. Остальные дни сливаются в один сплошной поток пережитых и угасших мыслей, чувств и событий.
Анна Ахматова была не только блестящей поэтессой, но и выдающимся человеком с уникальной памятью. В сознании по крупицам собираются воедино и воспоминания о выступлениях в Европе и на Родине, встречах с давними знакомыми и новыми приятелями, прощания с близкими, порой и навсегда.
20 января на камерной сцене «Студия» Государственного Академического Театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера моноспектакля «Бог сохраняет всё» режиссёра-постановщика Владимира Иванова. По дневникам, воспоминаниям и письмам Анны Ахматовой воссоздается картина видения мира глазами классиков, от самой Анны Андреевны до Александра Блока и Фаины Раневской. Между размышлениями Анны Ахматовой и переписками с друзьями и коллегами звучат ее стихотворения: «Все мы бражники здесь, блудницы…», лучшие стихотворения Мандельштама: «Мы живем, под собою не чуя страны…», «Волк» и отсылки к творчеству величайших авторов.
Для каждого из них жизнь в одном социуме складывалась по-разному, но легкой ее назвать было никак нельзя. Ранний уход из жизни Александра Блока, израненная душа Осипа Мандельштама, которая обрела покой лишь с кончиной поэта – Анна Ахматова на своем долгом веку прошла через потерю каждого из них.
Осип Эмильевич в произведении «Волк» нарисовал картину мира общую для всех талантливых авторов, воющие в округе волки, на каждом шагу подстерегают авторов. В любой момент могли нагрянуть с обыском и отправить в места отдалённые от Петербурга и Москвы.
Каждое письмо, воспоминание Анны Ахматовой напоминает портрет времени в лицах.
Постоянные переживания о близких: А что если сейчас? А завтра? А в эту самую минуту начнется арест. Щемящая сердце тревога за каждого близкого сердцу человека не оставляла Анну Андреевну ни на минуту.
Крохотный зрительный зал, притаившийся за сценой, предназначен для семейных, уютных остановок. Когда зритель впервые попадает в это место, у него возникает ощущение, что он находится в обыкновенной квартире, но не одно десятилетие назад. Ни сцены, ни зала – зритель и артист существуют в едином пространстве, в котором нет границ. Каждый оказывается участником одной истории, которая не закончилась уходом Анны Андреевны.
В своих дневниках поэтесса рассказывала и том, что никогда не прекращала творить: «Этот процесс не прерывался ни на минуту. Внезапно во время беседы или за чтением книги она в полный голос пропевала, пробарматывала неразборчивые гласные, согласные, приближающихся строк, уже нашедших рифму».
Артистка Эвелина Сарибекян вживается в образы величайших поэтов: Анны Ахматовой, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского и даже итальянского художника Амедео Модильяни. Анна Андреевна и Модильяни находились у самых истоков своего творчества и, сами того на понимая, вдохновляли друг друга на будущие.
Взгляд невольно задерживается на взгляде актрисы. 75 минут внимание зрителя сосредоточено на выражении ее глаз, точно передающее тоску, преследующую поэтессу на протяжении всей жизни. Разве что говорящий трагизм, пропитавший каждую строчку, невозможно рассказать сегодня.
Ей посвящали мадригалы и стихотворения, картины и поэмы, в ответ Анна Андреевна вручала им свою судьбу. Поэты были не только ее коллегами «по цеху», но и настоящими друзьями и членами семьи. Как никто другой они могли понять Анну Ахматову, но ни один не смог повторить.
Автор текста: Елена Якушева
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.