В галерее ARTSTORY с 24 апреля по 22 июня 2025 г. проходит выставка «Послойно» калининградского художника Евгения Прохоренко. На первой персональной выставке в Москве художник представит более 30 работ, которые будут показаны впервые.
Евгений Прохоренко – представитель калининградской уличной волны. На протяжении 20 лет художник работает под псевдонимом El Kartoon, воплощая в городском пространстве смелые проекты, главной целью которых является осмысление отношений человека и среды, в которой он существует. В 2022 году Евгений Прохоренко решил пересобрать свой выразительный язык, перестроить систему координат и войти в диалог со зрителем, который привык воспринимать искусство вне городского пространства. При этом художник не отказывается от своего «уличного» опыта, но закладывает его в основу новой главы своей творческой жизни. Для создания произведений искусства художник использует бетон, металл, известь, проволоку и дерево, привнося в пространство галереи элементы городской среды.
Все экспонируемые работы являются частями большой серии «Послойно» и созданы из металла и раствора, максимально приближенного к бетону. При этом фактура и рисунок каждого слоя металла уникальны – автор использует материал разной степени окисления, процесс которого может занимать несколько лет. Каждый лист металла, который использует Евгений Прохоренко в своих работах, долго «выдерживается», зачастую этот процесс занимает несколько лет. Части некоторых работ серии «Послойно» подвергались воздействию внешних факторов на протяжении 7-10 лет. Художник помещает листы металла в разные условия и наблюдает за процессом изменений, которые вносит время.
«Это все на уровне ощущений – ты просто знаешь, когда пришло время забрать лист и использовать его. Иногда смотришь и понимаешь, что он готов, в достаточной степени изменился. И что если его оставить, то передержишь его и испортишь», – объясняет художник.
Исследование состоит из четырех самостоятельных частей, представляющих цельное высказывание на одну из интересующих художника тем. В контексте выставки они воспринимаются как взаимодополняющие главы единого многоуровневого повествования.
Первая глава серии «Послойно» называется «Контекст» и посвящена изучению человека и среды, в которой он существует. Художник создает образ универсального города, который состоит из шума, скорости и интенсивности потока, – все эти элементы оказывают давление на человека. Вместо создания многочисленных портретов отдельных людей автор запечатлевает образ унифицированной толпы, лишенной лиц. При этом герои Прохоренко отличаются друг от друга – художник подчеркивает, что вопреки всему, каждый человек «несет внутренний свет». Одновременно с рассуждениями о городе, автор задумывается о следах, которые человек оставляет в среде своего обитания, и которые общество оставляет на человеке.
Вторая глава – «Движение» – посвящена движению, которое совершает человек в толпе. Речь идет не только и не столько о физическом перемещении зрителя и героев Евгения Прохоренко, но о внутренней работе, которую проводит каждый. Став частью толпы, человек чувствует силу общности, но, одновременно с этим, остро ощущает одиночество, смотря в спины впереди идущих и не имея возможности обернуться назад. Движение в толпе, по словам художника, позволяет человеку увидеть оборотную сторону общества: почувствовать, с одной сторону, поддержку и опору, а с другой – равнодушие и абсолютное безразличие.
Третья глава – «Обретение» – посвящена поиску и сохранению идентичности человека. В ней художник поднимает проблему, как он сам ее называет, «созревания личности». Прохоренко затрагивает важный и актуальный для каждого человека вопрос формирования человеческой самости, пристально смотрит за тем, как выстраивается система координат человека. Художник обращает внимание на ценность как этого процесса, так и его результата, который зачастую настолько значим, что обретает вес и становится чем-то осязаемым.
Евгений Прохоренко поделился с нашим изданием своим видением и впечатлением от проходящей выставки.
Какие Вы испытваете впечатления от выставки?
Я скорее доволен, чем нет. Я очень рад, что получилось создать довольно воздушную атмосферу. Выставку, где воздух и работы между собою ведут очень спокойный, но все же, диалог. Первый материал я начал собирать 8 или 9 лет назад. Активная работа велась где-то год или полтора и выставка создавалась в двух городах – Калининграде и Москве, и разделена на два этапа.
Какая Ваша сама любимая работа?
Это работа “Знакомая”, самая первая. Именно в работе над ней я понял, что это оно – то, что мне нужно, то, что я искал и нахожу. В ней отображено то настроение, которое я испытваю и которым хочу поделиться, передать. Это работа о незнакомых качествах в знакомом человеке. Эта работа создавалась как антоним к работе русского художника Ивана Крамского “Незивестная” и в тоже время эти работы очень близки.
С каким материалом Вы больше любите работать?
С природным. Я счтаю, что наибольшую глубину дает природа, а я ее направляю, задаю настроение и ту форму, которую я считаю возможным воплотить.
Какой материал в работе самый трудоемкий и тяжелый?
Как можно направить природу в то русло, что тебе нужно? Это опыт, наитие и исключительные чувства, которые соответсвуют тому или иному образу.
Откуда вы черпаете свои идеи?
Идеи вокруг нас,обращение к социуму, к жизни, жинзненные ситуации. Каждый автор создает работы либо про себя, либо про каких-то близки людей. Я надеюсь, что эти работы найдут отображение в зрителе, в их собирательных образах картины жизни.
Есть ли уже у Вас в планах дальнейшие проекты?
Следующая выставочная история – групповая выставка в Берлине. Персональная выставка запланирована через год, план есть, то о чем хочется сказать понятно и материалы, которые будут использованы начали собираться. Хочу добавить, что это выставка – вторая часть большого проекта, который начался в 2018 году. Первая часть выставлялась в Балтийском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина, вторая часть представлена здесь, третья часть запланирована к экспозиции.
Как вы пришли от трафаретного искусства к тяжелому металлу?
Я занимался уличным искусством, работал в основном в трафаретной технике. Я являюсь трехкратным участником крупнейшей премии в области трафаретного искусства, которая проходила в Австралии.
Мне стало интересно заниматься металлом, бетоном, это что-то личное. Мне понравилось это сочетать. С металлом все как в жизни, мы не сможем что-то исправить подтереть. Мы можем видеть все потертости и царапины, также как из этого состоит наша жизнь. Когда я собрал все в своей первой работе, я понял, что у этой истории должно быть продолжение и все это вылилось в данную выставку.
Мое творчество – это философия жизни. По-моему, Rolling Stones говорили: «Мы не делаем пластические операции, потому что мы такие, какие мы есть».
***
Евгений Прохоренко родился в 1982 году в Черняховске (Калининградская область). Живет и работает в Калининграде. С 2008 года художник исследовал возможности трафаретной техники. В последние годы художник начинает работать в пространствах галерей, экспериментировать с новой формой.
Лауреат третьей степени The Kutz Awards, Бристоль, Англия. Участник Международного конкурса трафаретного искусства Stencil Art Prize 2015, 2016, 2019, Сидней, Австралия. Работы находятся в собраниях Музея Стрит-Арта (Санкт-Петербург) и Русского центра искусства (Калининград), а также в частных коллекциях в России и Казахстане.
Галерея ARTSTORY: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»). Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00.
Вход по билетам (100–200 руб.). На экскурсию – вход также 200 руб.
Возрастной ценз: 6+
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.