30 августа в театре «Модерн» состоялась долгожданная премьера спектакля Юрия Грымова «Цветы нам не нужны».
Нюрнбергский процесс, суд — присяжные и 7 подсудимых. 1946 год, осужденные — нацисты — главнокомандующие Третьего Рейха. Для каждого свой приговор и свой срок, 10,15,20 — пожизненно.
Лампа, горит и нагревается в унисон с напряжением на сцене. Хлопок, перегорание и перемещение во времени, отведенному героям спектакля, их жизни внутри колючей проволоки.
Шпандау. Декорации очень аскетичны, словно могильные мраморные плиты, расставленные в шашечном порядке. Они и стулья, и кровати, и прогулочный дворик. Кладбище похороненных душ и загубленных жизней. Холод, смешанный с щемящим ужасом неизбежность.
Заключенные здесь, теперь это их дом, их крепость и их приговор.
Отрицание, невозможность признать себя виновным. Каждый пытается обелить и оправдать себя. Каждый хочет остаться незапятнанным во всех зверствах и преступлениях фашизма. Шпандау — это их пристанище на ближайшие годы, десятилетия, для кого-то «приют» до конца дней.
Но! Есть их вдохновитель, их лидер — Гитлер. Неуловимым осязанием в воздухе ощущается его присутствие с ними и в них самих.
Осмысление, каждый из заключенных начинает осознавать свой срок. Каждый по своему пытается выстроить линию поведения и «проживания отрезка жизни».
Но, парадокс постановки Грымова заключается в том, что жизнь заключённых показана изнутри. Камера вывернута наизнанку. Повествование идет от первых лиц и на какой-то момент зритель отключается от исторической действительности — перед ними не преступники, а живые люди. С их страхами, болью переживаниями.
Реализм переданных чувств заключенных магнетическим образом захватывает сознание зрителя и невольно возникает сопереживание как саранча вселяющейся во всех и во все агонии. Невозможно не прочувствовать боль отчаяния осознания будущей потери 10,15,20 лет и нахождения в застенках пожизненно.
Течения времени заключенные переживают через музыкальные композиции. В тюрьме надзиратели из разных стран — как кусочки всего мира, который Гитлер так отчаянно хотел захватить. Они ставят пластинки соответствующие тем или иным отрезкам времени 40-60 годов.
Но гениальное световое решение и факелы, песни и сам Гитлер присутствующий на сцене, незамедлительно отрезвляют и от этого ещё сильнее появляется внутреннее оцепенение и понимание всего происходящего ужаса.
«НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СТРАШНЕЕ ФАШИЗМА» — фраза красной тонкой нитью пронизывающая весь спектакль. Эту идею и поддерживает главный «архитектор света» Альберт Шпеер, он осуждён на 20 лет. Его блистательно исполняет Вадим Пинский. Настолько искренне передаются «терзания и святость» Шпеера, что невольно зритель начинает верить в его «святую интеллигентность». Но под этой маской все же скрывается идейный монстр. Его главные мысли переживания в течении 20 лет, о том что Данте в своем круге забыл упомянуть скуку. О том, чем он займется после освобождения. Как бы не сойти ему с ума. И везде и всегда как демон-вдохновитель, как напоминание «отрезвляющей совести», его сопровождает Гитлер. Так рождается шпееровская биография Гитлера.
Впрочем, каждого «невинно осужденного» не волнуют муки раскаяния, каждый из них думает о карьере, о том чем он займется на свободе.
Но среди этой «маленькой группы единомышленников» есть тот, кто заключен пожизненно — Рудольф Гесс. Он циничен и ничуть не раскаивается.
Юрий Анпилогов, блестяще воплотивший на подмостках театра Гесса, рассказал нам своём герое.
«Как вам далось исполнение роли, какие эмоции, ощущения?
— Тяжело. Мой герой дольше всех сидел в тюрьме Шпандау, у него пожизненный срок. Тяжело было с актёрской стороны, потому что нужно было как артисту оправдывать своего персонажа. В данном случае к сожалению это не получилось. Потому что я не могу оправдать человека, который совершал и задумал такие зверства. Поэтому в этом была основная тяжесть. Так конечно под руководством Юрия Вячеславовича Грымова работать легко. Потому что он вникает в материал очень глубоко и подробно. Мы неуклонно следовали его указаниям и получилось то, что вы видели.
Что вы можете еще рассказать про роль, какой эмоциональный посыл?
— Я хочу передать всем этим спектаклем, что фашизм — это абсолютное зло и это никогда не должно повториться.»
Финальным аккордом Paint it black The Rolling Stones звучит в унисон черному ангелу смерти, сопровождающему последние акты действий до последней минуты.
Занавес. Бесконечные аплодисменты.
Автор текста: Тамара Мирзакуатова.
Фото: пресс-служба театр «Модерн».
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.