Что зритель ожидает увидеть на сцене театра. Актеров, диалог и конечно какое-то развитие событий. Забегая вперёд, скажу, что это восхитительные возрождение легендарного спектакля Галины Волчек «Двое на качелях.»
Спектакль «Двое на качелях» для «Современника» знаковый. Постановкой этой пьесы, 56 лет назад, в 1962 году, Галина Волчек дебютировала как режиссер-постановщик. Тогда это стало громким театральным заявлением. «Двое на качелях» оставались в репертуаре театра почти 30 лет.
Спектакль неизменно пользовался большим успехом у зрителей. История Джерри и Гитель, двух одиноких сердец, отчаянно ищущих своего счастья в неравнодушном и слишком большом городе, вышла далеко за пределы жанра комедии.
Пронизанный болью и одиночеством главный герой пытается найти в себе силы порушить путы так скверно скрежещущей внутренней тоски. Он повторяет, что должен бороться за свое счастье и преодолеть свои горести. И ему безоговорочно веришь, зритель проникается, сопереживает Джерри. Пульсирующая, ноющая надежда на побег из бездны отчаяния так или иначе у каждого клокочет где-то внутри. Маленькая иголочка сопричастности к метаниям главного героя вонзилась в каждого сидящего зрителя и в главную героиню.
Гитель так непосредственна и так близка зрителю. Что-то клокочет на кухне, она, уютно раскинувшись на кровати, болтает по телефону. Неожиданно продолжившийся прерывистый телефонный разговор и отчаянный крик о помощи на том конце провода полностью обескураживает героиню и погружает в приятное замешательство.
Это история о любви, о спасении от одиночества, об отчаянном желании любить и быть любимой. О самом простом и приземленном, о возвышенном и воспетом поэтами, музыкантами во всех веках. Казалось бы, все так прозаично.
Качели – это легкая забава двух влюбленных, но бывает и так, что один качается на своих качелях и подсаживает второго, незаметно вовлекая в свою игру. Гитель принимает правила игры, врываясь в обволакивающий омут разворачивающихся событий.
Катание на качелях – это динамика, поднимаемся вверх, а затем опускаемся вниз.
И снова звонок, и снова комплимент, перекликающийся с обесцениванием героини и восхищением ее прекрасностью. Так заманчиво тепло и так непонятно холодно.
Гитель уже у Джерри. Она хлопочет, обустраивая быт. Здесь любовь и «холодный душ», и забота, и надежда на светлое будущее. Надежда уже есть – значит и отношениям жить. Неожиданно тот, кто молил о помощи, сам становиться защитником и опорой. Он тот, в ком должны нуждаться, кого должны слушать и прислушиваться. Кому должны отдаваться полностью и без остатка. Принадлежать до конца, до самых кончиков чего бы то не было, обнажая себя, свои чувства. В беспристрастности поклонения своему идолу, не оставив ничего себе взамен, что остается для самого себя?
Джерри начинает возвращаться к жизни, но не к той, которую мы могли увидеть в самом начале. Он выпрашивает все и у всех: стипендию в университете, свадьбу, работу. Он требует внимания, любви. Он жаден до денег, до адвокатской практики, но нужны действия, а он к ним не привык. Он привык выкручивать, манипулировать, требовать, кричать и клянчить помощь, поддержку внимание.
Гитель снова больна.
Телефон на первом плане. Он главный виновник, он разрушитель иллюзорного «медового месяца», такой нездоровой идиллии. Даже в этой ситуации Джерри смог найти для себя плюсы, а может все становится наконец понятным и обнажаются чувства во всех потаенных уголках души. Все расставляется по своим местам.
Качели летят стремглав вверх, а потом стремительно летят вниз. И этот момент крайне болезненен не только из-за интенсивности контраста, но и из-за отрицания оголившейся правды.
Качели так или иначе останавливаются, они не могут раскачиваться вечно.
Финал для наших героев прекрасен. Нет, он не заканчивается банальным «хеппи эндом». Он заканчивается лучше. Гитель решает остановить этот затянувшийся полет. Она хочет быть любима и слышать слова, которые всегда будут адресованы Тэсс: «я не могу смотреть на эти мосты, потому что их не видит она. Любовь – это когда ты сросся с человеком и не можешь существовать отдельно. Это как оторвать руку или ногу от себя.» Тэсс всегда будет стоять между ними немым призраком обожания Джерри. Это был конец затянувшегося утопического полета двух влюбленных людей. Качели остановились. Слова Джерри на другом конце провода «я люблю тебя» отдают легким флером надежды «все могло бы быть».
Автор текста: Тамара Мирзакуатова.
Фото: РИА Новости.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.