13 апреля в тетаре им. Евг. Вахтангова состоялся премьерный показ спектакля «Солнце Ландау» в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Анатолий Шульев, режиссёр:«Самая большая тайна – это наше сознание. Откуда оно берётся, если мир – это всего лишь вибрации квантовых полей? Может быть, оно и есть начало всего? И наша жизнь есть воображение Бога? Нет ничего увлекательнее, чем заглянуть в голову другого человека. Тем более такого интересного, как Лев Ландау. Увидеть, как в нём соединяются, казалось бы, несоединимые вещи.»
В январе 1962 года Лев Ландау попадает в автокатастрофу и погружается в состояние комы. Почти два месяца он заперт между жизнью и смертью. Весь мир объединяется ради спасения советского гения. Сам же Ландау каждый день борется за жизнь, собирая своё сознание буквально по крупицам.
Как отметил в беседе с журналистами Шульев, для спектакля был придуман специальный жанр — «вспышки памяти». «Мы пробовали погрузиться в голову этого ученого: где-то и вовсе сложили порядка десятка событий в одну сцену, чтобы передать вот эту плотность, поток сознания. Многие события в действительности развивались в течение большего промежутка времени. Но мы их спрессовали и смешали», — пояснил он.
Первые минуты спектакля – это взрыв энергии, стремительные движения и завораживающая харизма главного актера, которые захватывают внимание зрителя и переносят его в эпоху Ландау.
Все мы родом из детства – место сборки. Перекликание страшных сцен катастрофы со сценами из детства и этапами взросления «Дау» открывает перед зрителями великого гения с новой стороны. Шульев в своей интерпретации «становления» и взросления Льва Ландау пытается сделать его более понятным и доступным, даже в некотором смысле трогательным для зрителя, насколько это возможно.
Считалочка, которую он пронесет через всю жизнь. Детские интересы и игры, которые были подчинены выведению правильного решения или корня, показывают одаренность и в тоже время неприятие Ландау родителями. Они находят его увлечения ужасными, наполненными навязчивостью и одержимостью. Суровый отец так и вовсе называл сына «ничтожеством», что будет отзываться в Ландау долгим, болезненным эхом на протяжении долгих лет.
«Мы перечитали и пересмотрели все, что можно, связанного не только с личностью Ландау, а в целом с квантовой механикой. Мы ездили на экскурсию в Сколково к ребятам, которые строят квантовый компьютер, общались с реальными физиками. Подготовка была такая масштабная, мне кажется, я так никогда не готовился», — рассказал исполнивший роль великого физика актер Павел Попов.
Характер, манерность, «признаки гения» – каждое движение, каждая реплика отточена от движения ресниц до кончиков пальцев. Вот Лев истеричный ребёнок, который не хочет вылезать из-под пианино, вот уже перед нами взрослый молодой мужчина, который интересуется женщинами. Он невыносим в своем стремлении к абсолюту во всем: будь то преподавательская деятельность, самая красивая женщина или его безумные теории.
Сценография очень эффектна: помещение служащее и университетом и отеческим домом, отсыл к творчеству Шагала, Уильяма Шекспира и других великих деятелей, костюмные решения и музыкальное сопровождение – каждая деталь продумана до мелочей. Как и красный цвет, сопровождающий гения, как яркие вспышки, идеи, события, на протяжении всего спектакля.
Роль Ландау в спектакле исполняет Павел Попов, его возлюбленную, впоследствии — жену, играет Яна Соболевская, в Лифшица перевоплощается Денис Самойлов, в ролях родителей ученого — народная артистка РФ Юлия Рутберг и заслуженный артист РФ Александр Рыщенков. Физиков Нильса Бора и Петра Капицу играют заслуженные артисты РФ Олег Макаров и Игорь Карташев соответственно. В спектакле также занята Каролина Койцан, которая исполняет сразу несколько женских ролей.
Шульев же подчеркнул, что гений Ландау заключается в том, что на протяжении всей жизни он оставался открыт миру, продолжал задаваться «безумными вопросами» про устройство Вселенной и смысл жизни. «В нашем спектакле есть эпизод, в котором юный Ландау хочет покончить с собой. Но он берет себя в руки, перебарывает стеснение и неуверенность, работает над собой и превращается в блестящего и яркого оратора. Эта история характерна для XX века: тогда существовала некая идея о том, что любой человек может сделать себя гением. Красивая идея, как мне кажется. Сегодня она могла бы вновь стать популярной», — добавил он.
Автор текста: Тамара Мирзакуатова.
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.