24 сентября в театре «Модерн» прошел премьерный спектакля-кино «Война и Мир».
Занавес открывается, на широкоформатном экране перед зрителем предстает роман великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и Мир».
Крупные мазки, крупный план, игра света и тени, атмосферные эффекты, события сменяют друг друга, расставляя акценты на самых ярких и значимых моментах произведения.
Начало. Переливы церковного хора в исполнении академического хора им. Свешникова, служба в храме, прихожане, тайна исповеди. Все настолько реалистично воссоздано, что создается впечатление принятия полноправного участия сего действа.
Сцена перекликается с вступлением Пьера в масонскую ложу. В «иллюзорной слепоте» он ищет ответы на вопросы «смысла жизни». Идеи братства, взаимопомощи, самопожертвовании привлекали его. Но были ли доктрины деизма ответом на то, что он так искал.
Мимика, жесты, неуклюжесть в сцене с дуэлью, его рвения за правду и «праведный гнев» с Анатолием, идеальное воплощение Пьера Безухова в данной экранизации. Как будто герой только что сошел со страниц великого произведения.
Меняется кадр, усадьба Болконских. Мы видим переживания героев, слышны крики и страдания Лизы. Белой невестой-смертью «проплывает» Лиза перед зрителем. Ее длинная фата стелется длинною поземкой, предвосхищая исход будущих событий. Тем самым происходит усиление сопереживания зрителя Болконскому.
Но где смерть, там и жизнь. Такая пышущая молодостью Наташа Ростова. Сборы на бал. Хоровое пение девушек в белых венках, символах чистоты и невинности. Мы можем видеть этап ее взросления — ей надевают жемчужное ожерелье.
По ходу развития событий всего спектакля наряды главной героини будут сменяться от легкого, воздушного платья, до закрытых «тяжеловесных частей» наряда, имеющих более глубокие тона. Все «этапы взросления» Наташи очень точно переданы – девочка, девушка, женщина.
Первый бал Наташи, ее предательство Курагиным, смерть Андрея Болконского и время после войны.
Звуки оружейных и пушечных залпов, выстрелов, достижение целей, падающие тела и ужас, читающийся в глазах участников военных действий, пронизывают цепенеющим реализмом.
Вереницы трупов на носилках, словно бесконечный повтор кадра, отражают всю страшную сторону сломанных жизней, пустых идеалов, где перед лицом смерти мы все равны.
Так и Болконский и Курагин пожимают руки в примирении, в понимании их исхода земного времени.
Одна из сильных сцен по накалу, где на поле боя Кутузов подходит к иконе Божией Матери крестится и опускается перед иконой на колени с земным поклоном. Вера, символ веры, это то, что ведет, придает силы.
Так и Платону Каратаеву молитва придавала силы. Эта молитва захватила внимание Пьера Безухова, который и в заточении пытается осознать, найти и понять.
Именно в заточении происходит превращение Пьера в Петра, его перехода от масонства в православие. Простой мужик делится с барином своим пониманием жизненных ценностей. Дает наставления на жизнь, объясняет ему простые истины – любить, жить, растить детей.
Это «простое» становится катарсисом Петра Безухова.
Красивые сцены, от которых получаешь эстетическое наслаждение, аудиовизуальный ряд, исторически достоверно воссозданные костюмы и акапельное пение поразят многослойностью, масштабностью и точечной расстановкой реперных точек в экранизации романа даже искушенного зрителя.
Раскроем секрет, режиссеру Юрию Грымову тоже досталась небольшая, но значимая роль. Какая именно, вы сможете увидеть, посетив показ спектакля-кино «Война и Мир».
Автор текста: Тамара Мирзакуатова
Фото: пресс-служба театра
d5c0zn