В рамках международной выставки и форума «Под одним Солнцем: Россия-Индия. Бизнес и Культура» художник Артур Мирзоян и арт-проект «Глазами Художника» погрузились в богатую культуру Индии и прониклись ее чарующей атмосферой. Художники знакомились с достопримечательностями страны, встречались с коллегами, представителями правительственных структур и творческих сообществ.
Благодаря инициативе арт-группы «Глазами Художника» объединить искусство, культуру и бизнес, удалось запустить этот международный проект «Под одним Солнцем: Россия-Индия. Бизнес и Культура», который кстати сказать уже далеко не первый. За плечами у арт-группы Египет, Индонезия и Шри Ланка. И впереди еще много других стран.
Индия, страна контрастов, не раз воспетая в эпосах, где природа сочетает несочетаемое, и испокон веков вдохновлявшая великих художников – Алексея Салтыкова, Василия Верещагина, Михаила Врубеля – на создание мировых шедевров. Вдохновила она и художника Артура Мирзояна остановиться на пленэр и запечатлеть на холсте эти исторические места.
Одной из локаций пленэров послужил дом-музей Рериха, в котором художник с семьёй провёл последние дни жизни – на склоне высокой горы, откуда открывается роскошный вид на окрестные вершины и долину. Музей-усадьба Рерихов в г. Наггаре на протяжении многих лет остается сакральным местом для многих художников.
Благодаря российско-индийскому взаимодействию ведется совместная работа по сохранению наследия выдающейся русской семьи Рерихов, обретшей вторую родину на индийской земле. На территории усадьбы Рерихов в г. Наггаре (штат Химачал-Прадеш) действуют мемориальный музей и картинная галерея, детская Академия искусств им. Е.И.Рерих, проходят фестивали и семинары, приуроченные к памятным датам, связанным с членами семьи Рерихов. Деятельность музея-усадьбы контролирует Совет попечителей Международного мемориального треста Рерихов.
Художник прожил в этом доме около 20 лет – с 1928 по 1947 год. Здесь он встречался с двумя будущими премьер-министрами Индии – Джавахарлалом Неру и его дочерью Индирой Ганди. Это место имело особое значение для художника. Вид священного Гепанга – обители божества-покровителя долины Лахул – своими очертаниями напоминала ему букву «М».
Небольшая поляна с мемориальным камнем – место, где было кремировано тело Николая Рериха – «Самадхи», привлекла Мирзояна для создания пейзажа.
Артур поделился с редакцией, что для него конечно, как для художника, это место носит сакральный характер. И не побывать в этих местах арт-группа не могла.
Поездка также ознаменовалась неожиданными и приятным знакомствами с известными художниками и режиссерами, одним из которых стал Сомената Майти, чья выставка располагалась в Habitat Centre India.
Автор пишет в различных стилях: абстрактный экспрессионизм, фигуративная живопись и графика. Его работы глубинно исследуют темы природы, духовности и человеческих эмоций.
Интересная особенность его картин: он никогда не использует кисть. Сомената Майти рисует шпателем, что придает его работам резкость. Его сильные и энергичные композиции подчеркивают, что здания составляют сердце любого города, о чем мы редко думаем в таком привычном для нас городском пространстве.
Артур Мирзоян также встретился с индийским художником Аакшат Синха для эксклюзивного интервью, посвященного обсуждению выдающихся личностей индийского искусства. В ходе беседы они затронули значимые фигуры этой сферы.
Первым в его списке стал Субодх Гупта, современный художник. Он работает в разных стилях и направлениях. Не только живопись, но и инсталляция. Он достаточно известен своими произведениями из железа.
Субодха Гупту называют «Дэмиеном Хёрстом Нью-Дели». Его самая известная работа «Очень голодный бог» — череп-верзила из коллекции Франсуа Пино, красовавшийся на венецианском Гранд-канале — это сотни вёдер из нержавейки. После этого Субодховский «Бог» попал в парижский собор Сен-Берна в рамках «Белой ночи», и с этого момента начались разговоры о новой метафоре vanitas. Через год «Ради любви к Богу» — усеянный бриллиантами платиновый череп работы Хёрста — поставит ценовой рекорд и уйдёт с молотка за 100 миллионов долларов.
Весомым творцом своей эпохи, по мнению Аакшат Синха, является художник Макбул Фида Хусейн, известный своими смелыми, яркими повествовательными картинами в модифицированном стиле кубизма. Он был одним из самых знаменитых и всемирно признанных индийских художников 20 века.
Творчество Хусейна, которого называли «индийским Пикассо», широко известно не только в Индии, но и за рубежом. Начав как декоратор, Макбул приобрел известность в художественных кругах еще в 1940-е годы. Тогда его работы ассоциировались с модернизмом.
Первая персональная выставка Хусейна прошла в 1952 году в Цюрихе, после чего он стал известен всему миру и получил одну из высших гражданских наград Индии от правительства страны. В 2006 году М.Ф. Хусейн отправился в добровольное изгнание после того, как получил смертельные угрозы от радикально настроенных индуистов в связи со своим творчеством: в начале 2000 годов Хусейн, будучи мусульманином, написал картину «Мать Индия», на которой Индия была изображена в виде обнаженной богини.
В рамках международных проектов арт-группой «ГХ», всегда проводятся встречи, совместные пленэры и мастер-классы с местными авторами. Это самый правильный путь знакомства с культурой страны и региона.
Творчество Индии, в его обиходном понимании, ассоциируется с индийским кинематографом.
Один из представителей данной профессии, а именно Музаффар Али, известный режиссер, работавший со звездами старого Болливуда и снявший фильмы «Выезд», «Дорогая Умрао» обменялся опытом видения важного для человечества, через призму художественного произведения с Артуром в пространстве «Bikaner House», где проходила его выставка.
В 2023-2024 годах Музаффар углубился в тему своего любимого животного, лошади. На выставке представлен «мир размышлений и мечтаний художника».
Лошади в его работах принадлежат к прошедшему и настоящему, указывая, что время не линейно, а взаимосвязано, что наш опыт и воспоминания прошлого в большой мере определяют наши текущие действия и восприятие настоящего. Этот циклический взгляд предполагает, что все моменты взаимосвязаны.
Артур Мирзоян:
«Для меня как для художника кино (в том числе) эта встреча была очень интересна. Она в очередной раз явила то что художник как правило не заключен в рамки одного жанра или медиума. Он может творить в разных сферах искусства единовременно».
Беседа с выдающимися художниками, режиссерами и деятелями искусств помогла лучше понять особенности истории и культуры Индии.
Артур Мирзоян:
«Я очень вдохновлен Индией. Ее культурой, природой, и конечно же людьми. Масса идей для совместных проектов и творческих коллабораций родилось за время моего пребывания там.»
Автор текста: Тамара Мирзакуатова
Комментарии отсутствуют. Будьте первым.