Стилизованные костюмы, интерактивные, многоуровневые декорации, целая труппа именитых артистов – прекрасный набор, чтобы поставить роскошное шоу. Но возможно ли сотворить чудо и произвести не меньшее впечатление, когда в арсенале лишь два актера, монохромное пространство и трогательная мелодия на фортепиано?
26 марта в «Доме Высоцкого на Таганке» состоялась премьера спектакля «Игра на двоих. (Крик)» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса. Режиссер Андрей Бутяев вместе с театром «Товарищи» продолжают исследовать феномен человеческой души. Действие разворачивается в формате спектакля в спектакле. Герои отчаянно пытаются сыграть пьесу «Игра на двоих», так похожую на их собственную разбитую вдребезги жизнь.
«Это гораздо хуже чем огонь». Неподвластная человеку огненная стихия уже не кажется столь опасной. Гораздо более разрушительная и внушающая ужас сила – это страх. «Он не знает пределов», и потому «не остановится». Страх трансформируется в, безграничную панику, «не желающую уходить». «С чем тогда сравнить ее, с каким другим чувством, на которое способно живое существо?»
Ни любовь, ни ненависть не идет вровень с паникой, овладевающей героями. «По силе», «по глубине» она превосходит любые мыслимые и немыслимые чувства. Запертый «свирепый человечек» никак не может выйти из своей клетки. Где же спрятана эта клетка, в доме, с заколоченными окнами, в захолустном театре?
История брата и сестры Клэр (Мария Следнева») и Феличе (Ваня Семенов), боящихся каждого шороха, каждой тени, каждого человека, никого не оставит равнодушным. Человеческая жизнь продолжается несмотря ни на что, она идет своим чередом, приносит и плохое, и хорошее. Только вот у Клэр и Феличе, какой бы выбор они не сделали, уже нет будущего. Они застряли в своём горе, Снова и снова проживая сцены кровавой смерти родителей, герои застряли в состоянии паники, приправленной ужасом. Родные брат и сестра, товарищи по несчастью, затворники и просто две отчаявшиеся души.
Словно лезвием ножа пронзают тишину едкие, наполненные невыразимой болью слова брата и сестры, сломленных болью прошлого. Им пришлось пройти через страшное, по сей день трагедия преследует искалеченные души героев. Ничто больше не радует их, единственная радость – воспоминания о беззаботном детстве. Золотистые подсолнухи, тянущиеся к небу символизируют счастливое прошлое, которого больше нет. Если цветы тянутся наверх, растут, преображаются, то Клэр и Феличе на контрасте – увядают.
Вслед за американским классиком Андрей Бутяев экспериментирует с формой и содержанием произведения. Почерк непревзойденного знатока человеческих душ Теннесси Уильямса виден в постановке невооруженным глазом. Глубокий психологизм, говорящие символы невидимого согревающего пальто, блестящей тиары, коронующей Клэр, запертого театра, напоминающего сырой подвал.
Еще вчера – студенты ГИТИСа (Российского государственного института театрального искусства), сегодня – блестящие артисты. Театральный коллектив «Товарищи» уже успел поработать с режиссером над драматической постановкой «Готическое море» и над дипломными спектаклями. Между Андреем Бутяевым и молодыми амбициозными актерами уже налажен диалог, благодаря которому экспериментальная задумка обернулась бурными аплодисментами и ярким событием в творческой деятельности команды.
Может ли свет задавать тон произведения? Да, и еще раз, да. Андрей Бутяев знает не понаслышке о роли светомузыкального оформления спектакля. Холодный синий оттенок преследует брата и сестру, лишь теплый свет в театре защищает их от погружения в окончательную безысходность.
«…Но если это уже не страх, а паника, безграничная паника, и она не желает уходить, а хочет остаться, с чем тогда сравнить ее, с каким другим чувством, на которое способно живое существо?». Ни любовь, ни ненависть не идет вровень с паникой, овладевающей героями. «По силе», «по глубине» она превосходит любые мыслимые и немыслимые чувства. Запертый «свирепый человечек» никак не может выйти из своей клетки. Где же спрятана эта клетка, если не в театре?
Что им остается в холодном помещении театра, где нет тепла, еды, воды и уверенности, что их спасут. Пожалуй, только, играть, чтобы жить, если не в реальной жизни, то на сцене.
Символично, что спектакль проходит на сцене «Доме Высоцкого на Таганке». В 1977 году гармоничный дуэт Владимира Высоцкого и Аллы Демидовой в 1977 году начал репетировать пьесу «Игра для двоих».
Однажды разногласия артистов вышли за рамки мелкой ссоры, Владимир Высоцкий близко к сердцу принял слова коллеги: «Мне сегодня Алла сказала, что я своими песнями добиваюсь дешевого успеха, да еще деньги получаю за это». Так очередная репетиция привела к печальному финалу. Спектакль так и не вышел.
Сегодня, как никогда, важно научиться ценить жизнь и радоваться простым мелочам. Мы расстраиваемся по пустякам, разочаровываемся, что наши ожидания не оправдались и уходим в депрессию из-за плохой погоды. Команда театра «Товарищи» рассказывает историю полного внутреннего разрушения человеческой психики и потери себя в большом, равнодушном мире.
Ближайшие показы состоятся в «Доме Высоцкого на Таганке» 9 апреля и 27 мая.
Hello there, just became aware of your blog through Google, and found that it’s truly
informative. I am going to watch out for brussels. I’ll be grateful if you continue this in future.
A lot of people will be benefited from your writing.
Cheers! Escape rooms
Very interesting subject, regards for putting up.?
Very interesting info!Perfect just what I was searching for!
Euro travel guide